— Давно вы в судебной системе работаете?
— Семь лет я работаю судебным приставом-исполнителем. Сразу после института подвернулась работа. Думала, что временно, а оказалось постоянно.
— Насколько часто вам приходится выдворять иностранцев нелегалов?
— Лично мне ни разу не приходилось. После решения суда судебные приставы по ОУПДС (обеспечению установленного порядка деятельности судов) отвозят нелегала в ближайший спецприемник, а оттуда его уже отправляют на родину.
— В чём заключаются ваши обязанности?
— Последние четыре года я взыскиваю алименты на содержание детей. Исполняю решение суда. Также в моем производстве — обязательные работы.
— Есть приставы, которые специализируется на каком-то конкретном виде взыскания, или просто так получилось?
— Тут, скорее, указание сверху, разделить так работу, чтобы сотрудник не распылялся на всё, а отрабатывал свой конкретный участок. Потому что, когда специализаций не было, проще окончить 200 производств о взыскании штрафов, чем бегать за тем же алиментщиком.
— А до этого какими делами занимались?
— Взыскание долгов с физических лиц (как раз за исключением алиментов и административных штрафов). По идее, судебный пристав-исполнитель (СПИ) исполняет решения суда и прочих органов, но у нас в отделе «специализации»: алименты, физ. лица, юр. лица (взыскание с юридических лиц), отдельно штрафы.
— Расскажите курьёзные случаи при попытках исполнить решение суда по взысканию алиментов. Реакция на ваше появление.
— Приезжаю на адрес. Открывает дверь абсолютно голый мужик. Я в замешательстве, прошу его одеться. Он удаляется и возвращается обратно в том же виде, НО в солнечных очках.
— Нравится ли вам ваш род деятельности? В какой ещё области хотели бы поработать?
— Раньше нравился, прям очень. Сейчас устаю морально от людей, но, живя в маленьком, городке не вижу альтернативы. Кардинально менять род деятельности я не хочу, а уходить в другую гос. организацию, можно сказать, поменять шило на мыло. Здесь хоть и тяжело, но привычно, да и коллектив хороший, что для меня важно.
— Как сейчас обстоят дела с невыплатой алиментов в РФ? Количество уклонений только растёт?
— Не знаю как в РФ, но в нашем городе какой-либо всплеск уклонения от уплаты я не заметила. Примерно одинаково, если исходить из моего небольшого семилетнего опыта.
— У меня был знакомый пристав, который признавался, что работает там в том числе потому, что склонен к жажде власти, пусть даже мнимой, что приносит ему удовлетворение. Не наблюдаете ли вы такого за собой?
— Нет, например, в разговоре с малознакомыми людьми я стараюсь молчать о своей профессии. Даже могу соврать,что я в магазине работаю. На работе я скорее себя чувствую «терпилой», чем властью. Со всех сторон летит в тебя, извините за выражение, говно, а ты сиди, обтекай.
Есть же люди, которые, как слышат «пристав», сразу начинают говорить, что я тот самый ирод, который у ребенка конфету отнимает, людей из дома выгоняет и просто нехороший человек. Мне даже муж пытается иногда доказать, что исполнять некоторые решения суда — это преступление против человечности. Спорить не хочу, надоело.
— Терпеть «говно» менее важно, чем дружественный коллектив?
— Я считаю, что хорошо там, где нас нет. Во всех работах есть свои плюсы и минусы. И да, в хорошем коллективе и работать легче, зная, что тебе всегда помогут, поддержат. Это лучше, чем бояться подстав и тратить нервы на склоки.
— Можете привести пример решений, с которыми не согласен ваш супруг?
— Обычно это разговор о кредитах, с огромными «конскими» процентами. Если лично мне, то ситуации, где отец должен платить в пользу матери алименты на содержание ребенка, но ребенок живёт у бабушки, мать сама не работает и, возможно, алименты не дойдут до ребенка. Я понимаю, это не правильно, объясняю должникам, как лучше поступить в данной ситуации. Но если должник сам не побегает и не решит данный вопрос — я бессильна. Я лишь исполняю решение суда.
— Были ли такие, кто воспользовался советами?
— Есть те, кто доводит дело до конца, забирает ребенка себе. И теперь уже мать должник, а отец взыскатель. У меня был случай, где у матери троих детей от разных мужчин каждый из отцов забрал ребенка себе.
— Вы говорите, что живёте в маленьком городке, и радиус исполнения ваших обязанностей, как я понимаю, совпадает с местом жительства. Не наблюдается негатив в нерабочее время от людей?
— Наблюдается их атака. Особенно взыскателей. Уж очень любят поймать тебя, например, в магазине и начать спрашивать: «Ну что с алиментами?» А у тебя уже глаз дёргается, хамить нельзя, ты ж госслужащий, приходится тактично объяснять, что все рабочие вопросы обсуждаются в рабочее время. А вот должники зачастую чуть ли улицу не переходят, чтобы тебя не видеть.
— Кто обычно уклоняется от алиментов? Я понимаю, что зачастую это малообеспеченные отцы, но бывают ли исключения?
— Зачастую это пьющие люди либо наркоманы, причем и мужчины, и женщины. Они не работают, их смысл жизни состоит в том, чтобы утром найти опохмел. Какая работа, какие алименты, на каких детей, это все мимо них проходит, это не важно. Есть те, кто работать не привык, либо те, кто попал под стечение обстоятельств и остался без работы.
— Вас устраивает ваш участок работы?
— Скорее да, чем нет. Остальные категории завалены документами, куча бумажной работы, которой нет конца и края. У меня бумажной работы меньше, больше морально тяжело от общения с людьми. Но участок мне знаком, я его не запускаю, стараюсь делать все во время, поэтому менять его не хочу.
— Вам часто бывает неприятно общаться с кем-то из должников? Есть те, кто пытается запугать?
— Обычно не приятно общаться, потому что от должника несет как от помойки.
Для меня уже запах перегара как родной, но есть экземпляры, которые удивляют своими ароматами
Бывают борзые, стараюсь сразу осадить (не всегда успешно). Пугают в основном пьяные по телефону, да и то тем, что он сейчас повесится, и это будет на моей совести. Реальных угроз не было.
— У вас есть критические замечания к вашей работе?
— Да, очень мешает палочная система. Куча показателей, которые нужно исполнять, иначе получить нагоняй. Некоторые глупые, оторванные от реальности. В итоге «рисуешь» этот показатель, тратишь на это бесполезное занятие время и силы, уж лучше бы что-то нужное и действительно важное сделал.
— И как вам удаётся нагнать показатели в заданные сроки?
— Например, нужно составить 10 актов описи и ареста имущества. И я начинаю описывать телефоны моих любимых должников. Обычно это кнопочный телефон, убитый жизнью. Описываешь его за 100 рублей. И сразу подписываешь с должником ходатайство о самостоятельной реализации. И там либо он сам платит сотку, либо это нехороший человек тебя кидает, и ты вкладываешь свои деньги. По документам получается, что был акт описи и ареста имущества, была проведена самостоятельная реализация. Пристав молодец, не бездействует, активно взыскивает алименты.
— Когда вы шли работать приставом, чем вы руководствовались? Социальными преференциям, низким порогом вхождения или какой-то идеей?
— Я закончила юридический. Изначально хотела работать в следствии, но не сложилось. Искала что-то по специальности, подвернулась работа (изначально была временная ставка), ну и засосало меня в трясину.
— Были должники, которые при небольшом разговоре оказывались неплохими людьми, ставшими жертвами обстоятельств?
— Есть абсолютно адекватные мужики с конченными бывшими женами. Иногда просто хочется спросить у него, как угораздило на такую залезть. Такие мужчины не редкость, но они обычно решают свои проблемы и не становятся злостными неплательщиками.
— Как человек, который работает в системе, что бы вы поменяли в своей области? Какая реформа необходима для вашего ведомства?
— Как я говорила выше, частично бы разогнала управленческий сектор. Причем отправила бы их на территорию, чтобы они не цифры считали, а действительно исполняли решения суда. Я думаю любой госслужащий согласится с тем, что слишком много начальников на одного маленького работника.
Внесла бы во все наши статьи КоАПа санкцию в виде административного ареста. Потому что, по большей части,ью наше наказание — это штраф, который злостниками как мёртвому припарка. Ему с миллионным долгом тысячей больше, тысячей меньше, значения не имеет.
И изменила бы порядок начисления неработающему лицу. Сейчас задолженность рассчитывается исходя из средней заработной платы по РФ. У нас в городе такие зарплаты редкость. Даже у меня она меньше.
— Какая у вас зарплата?
— В среднем выходит 25 тысяч. До 2021 года утверждена система поощрений (выплата единовременных траншей), которая и поднимает среднюю зарплату. Сама з/п — 16 тыс.
— Сталкивались с матерями, которые должны были платить алименты?
— Матери-алиментщицы — это не редкость. Причем из них адекватных по пальцам пересчитать.
Каждая вторая лишена родительских прав в отношении одного ребенка, но тут же рожает второго, которого тоже забирают. Мне остаётся лишь молиться, чтобы её здоровье больше не позволит плодиться
— Какое самое большое количество детей, на которых направлены алименты, вы видели в одной семье?
— Самое большое 11 детей в семье, но алименты взыскали на восьмерых (остальные достигли совершеннолетия).
— Должники никогда не пропадали с ваших радаров?
— Много тех, кто бегает. Даже в небольшом городе можно затеряться, особенно если ты живёшь в общаге и переезжаешь из комнаты в комнату. Иногда взыскатели указывают адрес прописки, а прописан товарищ у нее, и его фактическое пребывание неизвестно, получается ты просто не знаешь, где искать должника. Была даже дама, которая указала дом (а там, между прочим, 176 квартир) и долго возмущалась где ее алименты, почему я ещё не нашла ее бывшего, неужели мне сложно найти нужную квартиру. Ну и переезд в другой город никто не отменял. Если что, есть человек, занимающийся розыском, он и ищет самых пропащих.