Найти тему
Shmandercheizer

Сумасшествие гениев: миф или реальность?

Все мы слышали о безумных гениях и их странностях. Любая биография великого со временем обрастает как патиной слухами и скандальными историями (часто весьма приувеличенными). Одновременно с этим и массовая культура (особенно комиксы про супергероев) питают современных людей вымышленными историями, в которых довольно часто встречается такой персонаж, часто главный антагонист - сумасшедший гений, несущий опасность для многих. Так что это - миф или молва, основанная на фактах?

Мои друзья и коллеги из Сoncepture перевели интересное эссе Кристы Л. Тэйлор, которая уверена, что миф о "сумасшествии" гениев легко распадается как карточный домик, если взглянуть на него сквоь призму фактов. По ее мнению креативность никак не связана с психическими расстройствами: http://concepture.club/post/infopoloz/creativity-and-mood-disorders

Что ж, давайте посмотрим на эту идею с позиции фактов и логики.

Безусловно нужно помнить о том, что идея "гениальности" - очень молодая, и поэтому в своем содержании слишком тесно связана еще с обстоятельствами появления. Гениев от просто талантов стали отличать романтики. И именно они вложили в идею "гения" подтекст стихийности, природности и необузданности, который в том числе оправдывает странности поведения некоторых гениев. Что любопытно: едва ли не первыми в качестве "гениев" были провозглашены романтиками - Шекспир и Гёте. О Шекспире в быту мы знаем немногое, а вот Гёте в жизни был очень спокойным, приличным и даже несколько скучноватым бюргером (что даже разочаровало некоторых его поклонников при встрече). Романтика интересует выразительность внутреннего мира во внешнем, поэтому они и стали преувеличивать некоторые черты - всклокоченные волосы Бетховена, задумчивые взгляды у поэтов (например на потретретах Кипренского), галлюцинации Гофмана, безумие Шумана.

В дальнейшем эта картинка превращается в стереотип, который и экономит наше мышление, позволяя некоторые вещи запоминать и хранить эффективнее. Об это пишет и Тейлор, называя это "иллюзорной корреляцией". К тому же во отношении многих великих творцов нам остаются только рассказы очевидцев. Реально вживую мы не сможем провести диагностику.

На этом фоне Тейлор и объявляет: психическое нездоровье не сделает вас талантливее и креативнее. Более проблематично обратное: не является ли психическое благополучие одним из весомых факторов того, что вы не выберете радикальную ставку всей жизни на творчество?

Увы, здесь автор эссе внезапно забывает о том, что несмотря на искажения биографов (многие странности усиливаются для читабельности), реально случаев биографий талантливых творцов без психологических проблем - крайне мало.

-2

Возьмем композиторов золотого 19 века. Среди них поразительно гармоничным и счастливым я бы назвал только Феликса Медельсона-Бартольди (того самого автора мелодии "свадебного марша"). А теперь посмотрите на то, насколько чувствительными и странными были Людвиг ван Бетховен, Антон Брукнер, Густав Малер, Роберт Шуман, Петр Чайковский, Рихард Вагнер. Примеры и контрпримеры легко найти в любой области: например, рациональный и серьезный в жизни Пушкин и странноватый, мнительный, вероятно подверженный паранойе Гоголь.

Здесь стоит обратить внимание и на социальный аспект: творец вплоть до середины ХХ века - это не элита, это ремесленник, часто выходец из низов, чья жизнь целиком и полностью зависит от других - от публики, меценатов, покупателей, Академии. Разве это не фактор, провоцирующий депрессии, меланхолии, тревожность, которые могут сформировать устойчивые комплексы, а однажды перейти и в серьезную проблему?

Многим творцам характерна и ажитация, вдохновение, часто мало отличимое от маниакального прихода или бредовых идей (например, величия). Это то, что помогает творить вопреки условиям. И это тоже фактор, который четко отсеивал на протяжении сотен лет западной цивилизации тех, кто не может не творить.

Поэтому как ни странно, но данный миф - скорее всего неточен и неполон, но он ухватывает нечто сущностно важное для искусства (по крайней мере прошлых эпох). Более того, он настолько укоренен в культуре, что уже имеет силу самосбывающегося предсказания. И это повод задуматься над тем как мы относимся к творчеству в жизни.