Или мое совковое детство
Что такое "гостинка", большинство жителей бывшего СССР не знают и никогда не узнают. Потому что такого типа жильё строили только на Дальнем Востоке. Изначально эти огромные 9-этажные дома с длиннющими коридорами с оконцем в конце и дверями по обе стороны предназначались для сезонных рыбаков. Таких много было - кто ехал "за длинным рублем" - им предоставляли временное жилье типа "общежития" в таких домах. Потому и назывались "гостинки" (не путать с "малосемейками").
Часть 1 "Барачно-сарайная" здесь
Часть 3 "Как нас выселяли из квартиры на улицу" здесь
Комнаты были площадью по 18 и 12 кв. метров и всего на этаже их было 44! Почти 400 комнат на дом - этакий улей. Если в комнате 18 метров жило 4- 6 человек - можно было себе представить наполняемость такого домика.
Со временем комнаты стали предоставляться и семейным, как правило как служебное жилье в "ожидании квартиры".
Попали мы в "гостинку" в мои неполных 6 лет и она для меня маленькой показалась раем - я впервые увидела ванну и унитаз!))) Да-да, плюсом гостинок было то, что, войдя в комнату, вы видели слева дверку, за которой скрывался санузел! Ванная, правда была маленькая, так называемая "сидячая", но раковина и унитаз - вполне себе настоящие.
У нас была большая комната - 18 метров с огромным окном, которое выходило на залив - за вид на море, этакие изменяющиеся по сезону "фотообои", можно было простить все остальное! На фото- мой первый Новый год в этой комнате. Сколько их еще было!!!
Помещалось в комнату многое - родительский диван, телевизор, моя кровать и мой письменный стол (за 15 рублей приобретенные у комендантши общежития Надежды Ивановны, предварительно списанные ею), стол обеденный раскладной, шифоньер, холодильник, кресло, 2 кижных полки, которые папа сам сделал, в крохотной прихожке - шкаф для верхней одежды (папа сам сделал, он вобще многое делала сам), кухонный стол, на нем - двухконфрочная элекроплитка. На этаже была общая кухня с тремя большими плитами, но после того, как у нас сперли кастрюлю борща, пришлось готовить в комнате. Впоследствии в комнату воткнули даже пианино (за счет кресла и "уменьшения" стола)
Сейчас такие комнатки принято называть "студией")))
В нашей гостинке на улице Кирова, 64 публика была смешанная - и веселые "холостяки" и семейные. Над нами жили веселые "холостячки", которые ходили на каблуках по нашему потоку, по выходным "гуляли" так, что не спали не только мы, но и другие комнаты рядом, а так же регулярно нас затапливали, один раз книги из антерсолей (у нас всгеда было много книг и, поскольку в комнате все не помещались, приходилось в антесоли складывать) плыли по комнате... Некоторые так и не удалось восстановить... Учитывая тогдашний дефицит книг - это была трагедия...
Наша "гостинка" тем не мене была элитной - пока строились здания институтов океанлогии и биологии моря, а так же больницы ДВНЦ (Далневосточногонаучного центра АН СССР) - все они располагались в нашем доме: цокольный этаж, 1 и 2 - больница, 3 и 4 - институты, жилье начиналось с 5 этажа и по 9-й включительно. Так что когда моя мама лежала в больнице - а она почти каждый год туда попадала, у нее было несколько операций, то я могла навещать ее каждый день! А как только ей становилось легче - она приходила домой днем. И в детскую поликлинику я со своими ангинами ходила совершенно самостоятельно!
Встречались интереснейшие люди - кандидаты и доктора наук и даже академики "в ожидании жилья" были, как бы это сейчас сказали, демократичными, то есть - вполне контактными, совсем не заносчивыми - у родителей появились друзья из научных кругов, с которыми дружили долго, много лет после получения квартир и разъезда по разным районам города! Мы не бегали с ключами на шее - все они хранились на стенде на "вахте", там же лежали газеты и журналы, которые выписывали жильцы - частенько выпрашивала у добрых вахтерш (их было 3 из 4 работающих) детские журналы, которые успевала прочитать до окончания рабочего дня и вернуть...
Зимой в сильные морозы мы - дети - не ходили гулять на улицу - мы гуляли "в коридоре" - по вечерам в дверь раздавался стук: " А Юля выйдет?" - и я , натянув "коридорные" тапочки, бежала к подругам. Играли мы в холле 5 этажа возле вахты (там стоял диван), и в кухнях (когда в них окончатлеьно поломались плиты), а так же носились по коридорам.
Летом вообще было весело (как я теперь понимаю - только мне) - к нам в приморский город презжали гости!!! Мамины родственники из Хабаровска - по очереди (сначала одна тетя с мужем, затем - другая), а папины как-то приехали с Урала в количестве 8 человек!!! Все спали вповалку на полу... И так было - почти в каждой "семейной" комнате - у всех были родстенники, которые хотели купаться летом в море.
Пару раз за годы жизни в "гостинке" в нашу комнату созывались все дети общаги, все игрушки из шкафчика, который опять же сделал папа, вываливались на пол и каждый брал себе все, что хочет "навсегда"!
А еще у нас в общаге кроме коменданта была воспитательница Светлана Захаровна - она руководила театральным кружком, в котором зимой были задействованы все дети, репетиции поводились в комнате, название которой я не помню, в ней стоял единственный на весь дом цветной (!!!) телевизор. Ключ от нее тоже хранился на вахте, а по вечерам там набивалось множество народа со своими стульями - помню как смотрели фигурное катание и сериал про "Лесси".
Наверное у меня был счастливое детствою но каково же было моим родителям тесниться со мной, довольно большим ребенком, в одной комнатке! Скорее всего именно поэтому "в СССР секса не было"... И у меня не было младшего брата или сестры... Но сейчас понимаю - логичнее было бы родить еще одного ребенка - тогда бы и квартиру получили побольше. Но мама рассуждала иначе - "а как поднять двоих детей, когда на одну еле хватает"?
Хотя я помню одну семью "из научников", которые в 12-метровой комнате обзавелись 3-мя детьми, правда погодками...
На фото мой день рождения, мне 7 лет и я в ожидании гостей.