В последнее время рекламодатели все чаще прибегают к продажам товаров, услуг с использованием рекламы по сетям электросвязи (по телефону). Все чаще по телефону звучит реклама: например, персональные ставки на карту «Тинькофф» или информацию о распродажах в «МВидео» (и др.).
Мы решили разобраться: правомерно ли это?
1. Что говорит законодательство о рекламе?
Регулированием вопросов рекламы в РФ занимается Федеральный закон «О рекламе».
Часть 1 статьи 18 Федерального закона однозначно указывает на следующее:
«1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.<...>»
Вы скажете: «Все ясно. Это незаконно. До свидания.», но не все так просто!
Действительно, без вашего согласия никто не вправе распространять рекламу по указанным способам связи, однако рекламодатели нашли способы обходить данный запрет.
2. Что же делают рекламодатели, чтобы обойти запрет?
Внимательно прочитайте второе предложение вышеуказанной статьи! Исходя из его текста следует: рекламодателю надо доказать наличие согласия!
Поэтому менеджеры, прежде чем рассказывать о продукте, услуге (рекламировать), «завлекают» потребителя фразами наподобие:
«В вашем районе открылся первый ритейл-магазин со скидками 50% до 1 июля»
либо
«Предлагаем выгоднейшие условия возобновляемой кредитной линии с минимальным процентом специально для вас»
либо
«Уникальная возможность бесплатно получить услугу по...»
Заметьте, без указания на бренд, на цифры, на конкретику. А далее следует главная фраза:
Вам это интересно?
Если вы скажете «да», то формально рекламодатель получил согласие на распространение рекламы, если «нет» возвращаемся к ранее указанным фразам («уговаривание»).
Так, рекламодатели обходят ограничение на рекламу «по телефону».
3. А я буду жаловаться в антимонопольную службу!
Бесполезно, если вы сказали «да» (дали согласие на рекламу).
Вдобавок, как правило, рекламодатели записывают телефонный разговор «на всякий случай».
4. Ладно, условия продажи заинтересовали меня... Но они предлагают одни условия, а потом предложат совершенно другое!
В соответствии с ГК РФ реклама (даже по телефону) является офертой*. В соответствии с ФЗ «О рекламе» такая оферта действует 2 месяца.
*Оферта – это предложение заключить договор (сделку) на определенный условиях.
Вы вправе потребовать от рекламодателя выполнения озвученных условий в течение 2 месяцев (акцепт оферты)! Также полезно записать телефонный разговор или получить другое доказательство оферты!
____________________________
POST SCRIPTUM
Рекламодатели во многом рассчитывают на телефонные звонки, как «труднодоказуемую оферту», а также на легкое средство рекламы! А получить ваш номер телефона, к сожалению, не так трудно в современной России. Старайтесь по возможности не указывать в анкетах свои личные данные!
____________________________
Ставьте «лайк», если хотите больше узнать о рекламе в РФ! Там много «тонкостей». Планируем большой разбор!
С уважением к читателям, OLOWOCHANNEL!
Если статья вам помогла, значит мы работаем не зря! Подписывайтесь!
Смотрите также: Как жара «вносит» поправки в закон!