Первое, что может пойти не так – полученное нанесение не соответствует макету.
Должны заменить: если вы утвердили макет, а напечатали не то… Есть риск, что это расхождение в пределах допустимого, например, пол тона от Pantone. Но чаще бывает, что это ошибка производства: в работу запустили предыдущий макет, а не окончательно утвержденный; что-то «слетело» в макете при выводе пленок или форм на печать… Подобные вещи изредка проскакивают, и обычно поставщик исправляет «косяк» за свой счет.
Лучший выход здесь - делать сигнальный образец. Для полиграфии – можно утвердить спуски печати, сделать цветопробу, приехать на приладку.
Могут отказать в замене: если вы утвердили макет, и напечатали по нему… На удивление частая ситуация. В макете внезапно обнаружилась ошибка, ушедшая в печать, и ее увидели в полученном тираже. Ни менеджер, на дизайнер, ни производство не всматриваются в макеты в поисках неточностей, как бы не представлял заказчик себе трепетное отношение к своему тиражу. Сюда же не такой цвет печати – если он утвержден в макете, это ваша беда, что не сверились с пантонником.
Второе – товар с браком.
Здесь, увы, ваш исполнитель (рекламное агентство, типография) сам оказывается в позиции пострадавшего, потому что не может ответить за эту проблему своего поставщика. И, к сожалению, иногда «проскакивают» даже заметные невооруженным глазом вещи – мелкая грязь или неровности. На производстве в потоке их действительно могут не заметить. Разве что внимательно пересмотреть весь пришедший товар, но при непрерывной очереди работ об этом не заморачиваются, иногда даже не пересчитывают тиражи ручек или сумок. А если брак скрытый – его могут не заметить. Например, у части ручек плохо работает кнопка – скорее всего, это заметит уже только получивший ручку человек.
Лучше всего при получении выборочно проверить случайные экземпляры из середины, просто на всякий случай.
Должны заменить: если брак обнаружен в течение 2 недель после отгрузки. Сроки эти, правда, условные (если не прописаны в договоре).
Могут отказать в замене: если прошел большой срок. Если через месяц вы заметили грязь на ежедневниках – где гарантии, что они испачкались не у вас, а у вашего поставщика?
Третье – недостачи.
Иногда товар теряется при пересылке транспортной компанией, но это скорее исключение из правил. Чаще – может не хватать несколько штук товара, особенно в тысячном тираже.
Дело здесь в том, что крупные поставщики, которые везут сувенирку с фабрик, принимают товар на вес и проверяют выборочно. Например, пришла партия ручек 100 000 шт. Коробка 1000 шт. весит 10 кг, общий вес сходится. Коробку открыли – ручки те, без брака, пишут, вес 10 кг. Отгрузили в рекламное агентство под заказ клиента. Сделали нанесение. Клиент получил, пересчитал – 8 шт. не хватает. На этот случай должна спасти приладка, которую производство берет на случай брака (примерно 1% от тиража), но иногда и она бывает вся испорчена в процессе, и тогда приходится выискивать недостающие ручки. Осложняет дело минимальная сумма отгрузки у всех крупных поставщиков, от 2500 руб. и больше.
Подвид недостач: пересортица, не тот вид. Синие футболки вместо зеленых. Датированные ежедневники вместо недатированных. Тут уже, скорее всего, ошибка не ваша (если вы не утвердили макет для синих футболок и не оплатили счет за датированные ежедневники).
Должны заменить: если недостача или пересорт выявились при получении товара или в ближайшие пару недель (у некоторых компаний этот срок три дня).
Могут отказать в замене: если прошел долгий срок. Через месяц вы просите заменить синие футболки на зеленые – хм… а может вы их в другой компании заказать успели? У нас остатки все сходятся.
Четвертое – несовпадение внешнего вида полученного товара и его картинки, по которой утверждали.
Для сувенирки выход один – всегда просить образцы. С большой долей вероятности вам передадут образец именно такой, каким будет и товар, со всеми его недостатками, в реальном качестве. Приукрашивать никто не будет – себе дороже.
И подвид несовпадения – одежда большемерная или маломерная. У большинства поставщиков размеры идут в сетке S-M-L-XL, к ней прилагается размерная сетка в сантиметрах (полуобхват груди, длина изделия, длина рукава), допустимые отклонения по которой до 1,5 см. А вот соответствия размерам в сетке 46-48-50-52 прописывают очень редко.
Поэтому идеально брать образцы и решать по ним.
Должны заменить: если это действительно другой вид, и это обнаружилось в течение 2 недель после отгрузки. С одеждой сложнее, можно только попробовать договориться.
Могут отказать в замене: если прошел большой срок. И если смотрели образцы, все подтвердили, а при получении не нравится. Разве что образец действительно был сильно приукрашен.
Случаи могут быть разные, в любом из них – попробуйте договориться. Рекламщики дорожат клиентами и стараются идти навстречу, иногда и в ущерб себе.