Что-то вроде рецензии, полно спойлеров!
Художественный фильм Питера Берга «22 мили» уже неоднократно был раскритикован в русскоязычном сегменте, однако хотелось бы отметить в данной кинокартине сюжетную линию, на которую никто до сих пор не обратил внимания — линию пальмового масла. Ведь многие кинокритики отмечают тот факт, что голливудские продюсеры и сценаристы, в погоне за актуальностью и злободневностью социальных, квази-социальных или «экшн»-кинокартин, часто фиксируют текущую политическую ситуацию, отыгрывая ее на разных уровнях погружения в картину — контрастно выраженным бэкграундом или хорошо замаскированным фоном. А иногда в картине не просто проводятся аналогии с реальностью, но и тайно или явно предлагаются пути разрешения той или иной ситуации в области мировой политики. Вот и «22 мили» постигла та же участь — указывать американцам на невозможность расслаблять булки и предписывать не-американцам – не злить США.
Но для начала, как говорил Жорик Вартанов из «Нашей Раши», «короче, о главном», точнее о завязке. Завязка фильма отрабатывает по полной ситуацию с русскими хакерами, которые к году выпуска киноленты — 2018-му, воспринимаются в Соединенных Штатах чуть ли не исключительно как посягатели на честные и демократические выборы президента США.
Хакеров-эфэсбэшников, расположившихся на трерритории США, вычисляют и пытаются нейтрализовать доблестные представители спецотряда «Призраки» под командованием героя Марка Уолберга — Джеймса Сильвы. Обычно оперативное командование отрядом производится из Центра управления, главным в котором является герой Джона Малковича с позывным «Мама». Центр управления иногда развертывается на достаточно большом удалении от «Призраков» — иногда до 3 тысяч километров. Так было и в этот раз: техники в Центре обеспечивали прикрытие, а оперативники Сильвы — вламывались и вязали всех несогласных по указанному адресу. Однако, немного перестаравшись, американцы убивают всех русских, из-за чего и разгорается сыр-бор. Одним из «двухсотых» хакеров стал мажористый 18-летний пацан, которого, как я понял, вместо службы в армии русская «мамка отпустила погонять против злых пиндосов в Америку со взрослыми дядьками». В общем, когда русская мамаша «позвала сыночка домой обедать», сынуля не вернулся, поскольку был застрелен. Забегая вперед скажу, что разозлившаяся матрона из РФ решает устроить целую операцию возмездия в духе Маккиавели, по возможности изничтожив с особым изыском и цинизмом всех американских «призраков».
Основное действие фильма происходит в вымышленном государстве, в котором легко угадывается Индонезия и ее столица Джакарта (в фильме — город Индокарр).
Спецотряд США «Призраки», базирующийся в посольстве США в Индокарре, получил новое и важное задание и разыскивает емкости с радиоактивным цезием-139, которые террористы выкрали и разослали по всему миру. Внезапно, на связь с одной из «Призраков» выходит источник, герой индонезийского актера Ико Ювайса — Нур Ли, о котором еще в самом начале становится известно, что он — гражданин Белоруссии, а не в самом начале — что он тройной агент.
Нур Ли сначала дает «Призракам» наводку на контейнер по одному из адресов, где нет никаких емкостей с цезием, а только винтовки, гранаты и подделки картин европейских художников. Затем Нур Ли сам приезжает, а точнее, врывается в посольство США, передает зашифрованный диск с информацией о других емкостях с цезием. Но пароль от диска он соглашается сообщить лишь в том случае, если его вывезут из страны. Для подтверждения своих намерений он предлагает внимательнее присмотреться к картинам-подделкам норвежского художника Эдварда Мунка, найденным накануне в контейнере. Оказывается, что под слоем краски был размещен порошок того самого радиоактивного цезия. Одновременно в посольство приезжают представители МВД и полиции Индокарра, требуя отдать им Нура Ли. Весь фильм потом «Призраки» спасают тройного агента (индонезийско-американско-белорусского) от главы полиции Индокарра, который представлен в фильме как человек, покрывающий погрязшее в коррупции и произволе местное правительство. А последнее, в свою очередь, очень смело (по замыслу режиссера фильма) поднимает хвост на представителей США и главную «душку» фильма — шизофреника с маниаклаьно-депрессивным психозом, контуженного нарциссизмом Джеймса Сильву.
Интересно проследить некоторые детали в фильме, которые напрямую можно расценить как аналогии с игроками рынка пальмового масла. Главный мировой производитель — Индонезия — представлена как страна, препятствующая раскрытию информации о смертельной угрозе для всего мира. Белоруссия, гражданином которой является Нур Ли, активно пока выступает против использования пальмового масла в пищевой промышленности. Россия, хоть и приемлет «пальму», тем не менее, для Запада остается главным союзником Белоруссии и ведет некрасивую игру, шантажируя весь мир и США опасным бесконтрольно распространяемым пальмовым маслом. Упоминание о Норвегии (которая сегодня активно выступает против уничтожения тропических лесов в Индонезии и освобождения площадей под плантации масличной пальмы. Также Норвегия участвует инициатором программ, организованных совместно с ООН и Интерполом, против несанкционированной вырубки лесов по всему миру) и ее пронзительных выступлениях относительно защиты экологии, на мой взгляд, зашифровано в подделке на картину Э. Мунка «Крик». Несколько общих планов города, показанных в течение фильма, могут отсылать зрителя к задымленности некоторых районов Индонезии после выжигания лесов под пальмовые плантации, когда после вырубки тропических лесов выжигание пней и подстилки приводит к выгоранию торфа на глубину до 18 метров и чадит на всю округу, покрывая иногда густым туманом не только Индонезию, но и близлежащие Малайзию с Сингапуром (которые, кстати, тоже активно участвуют в производстве и экспорте пальмового масла из региона). Можно ли считать, что США, пусть и заблуждающиеся насчет тройного агента, показаны в фильме как сила, которая хочет с помощью представителя Индонезии взять под контроль распространяющуюся из (или с подачи или при содействии) Индонезии угрозу по планете в виде цезия-139, т.е. пальмового масла? Ведь в конце концов Нур Ли отдает им информацию о цезии (контроль над пальмой?), но этот момент использует Россия и убивает всех «Призраков» кроме героя Марка Уолберга. Россия представляется как страна, которая игнорируя свою выгоду на рынке пальмового масла, может использовать ситуацию на этом рынке для дестабилизации политической ситуации или преследую свои личные интересы.
Однако в конце, мы видим жирнющий намек на сиквел, ибо герой Марка Уолберга говорит, обращаясь к Нуру Ли, убившему предпоследнюю участницу «Призраков», зарезавшему пилотов военно-транспортного самолета ВВС США и улетевшему на этом самолете прямиком к «бацьке Рыгоравичу» — «Посмотрим, победишь ли ты меня в следующий раз!».
Надеюсь, что вкус пальмы теперь при пересмотре этого фильма станет для вас намного заметнее!