Найти тему

Посттравматический синдром. «Дылда» - рецензия

Автор текста – Арина Хализова.

Второй полнометражный фильм Кантемира Балагова, двадцатисемилетнего ученика Александра Сокурова, не просто попал в программу Каннского кинофестиваля этого года, но и получил приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд». Два года назад Балагов также был отмечен в Каннах: его дебютная картина «Теснота» взяла приз ФИПРЕССИ. Но если в «Тесноте» режиссер обращался к совсем недавнему прошлому (напомним, действие «Тесноты» разворачивается в родном городе Балагова, Нальчике конца 90-х), то в новой картине режиссер пытается переосмыслить эпоху, в равной степени важную для каждого зрителя, независимо от его места проживания. Сюжет «Дылды» разворачивается в 1945 году, в послевоенном Ленинграде.

Как не раз отмечал сам Балагов, в работе над «Дылдой» его во многом вдохновила книга Светланы Алексеевич «У войны не женское лицо». Ни для кого не секрет, что тема Великой Отечественной войны в кино уже набила оскомину многим зрителям: фильмы, посвященные тем событиям, выходят ежегодно в большом количестве. Однако «Дылду» крайне трудно вписать в ряд героических военных фильмов. В новой картине Балагова актуализируются сразу две связанных с Великой Отечественной темы, набирающих особую актуальность в последние годы. Во-первых, это тема женщины на войне. За последние десять лет об этом было снято несколько крупных фильмов и сериалов, среди которых можно назвать «Рябиновый вальс» Алены Семеновой, сериалы «Разведчицы» и «Гетеры майора Соколова», «Битву за Севастополь» Сергея Мокрицкого, ремейк фильма «А зори здесь тихие», снятый Ренатом Давлетьяровым. Однако все эти фильмы, обращаясь к вопросу о положении женщин на войне, так или иначе показывают их непосредственно на поле боя, наравне с мужчинами. Вторая важная для Балагова тема – это история блокадного Ленинграда, судьбе которого также посвящено немало новых фильмов, от «Читаем блокадную книгу» Александра Сокурова до нашумевшего «Праздника» Алексея Красовского.

-2

Несмотря на актуальность рассматриваемых проблем, картина Балагова не похожа ни на один из вышеперечисленных фильмов. Главная героиня «Дылды» - высокая, нескладная, замкнутая девушка Ия (Виктория Мирошниченко), после получения контузии работающая в ленинградском госпитале. Во время приступа Ия случайно становится причиной гибели мальчика Паши, сына ее фронтовой подруги Маши (Василиса Перелыгина), которого до окончания войны Маша поручила ей. Вернувшаяся с фронта Маша одержима идеей зачать нового ребенка, но так как сама Маша бесплодна, она требует от Ии родить и отдать ей на воспитание мальчика.

Невозможность зарождения новой жизни в искалеченном, едва-едва зализывающем раны мире – лейтмотив картины. Погибает Паша, попытка Ии забеременеть оказывается неудачной, умирают дети Николая Ивановича (Андрей Быков), врача больницы, в которой работают девушки. Мир «Дылды» – это мир людей, отчаянно желающих жить и продолжить жизнь в детях, но это, к сожалению, оказывается невозможным.

-3

Отсутствие детей в фильме является неким маркером того, что для каждого из героев жизнь разделилась на «до» и «после» войны, и преодолеть это разделение, примирить между собой две абсолютно разных жизни у героев никак не получается, несмотря на то, что они пытаются жить так, как будто никакой войны и не было. Показателен эпизод, в котором Маша, примеряя по просьбе соседки-портнихи сшитое на продажу платье, вдруг начинает кружиться в нем, пытаясь воскресить в памяти довоенную жизнь, в которой было место красивым нарядам, влюбленностям и надеждам на будущее.

Противоречивость жизни, ее абсолютное несоответствие желаемому подчеркивается и характерами главных героинь. Ия – бескорыстная, жертвенная девушка, практически юродивая, как будто бы сошедшая на экран со страниц Андрея Платонова (любовь к которому Балагов, кстати, и не скрывает). Маша же, напротив, представляет собой тип властной, во многом эгоистичной женщины, способной подчинять своей воли окружающих. Страстно жаждущая дарить любовь своему предполагаемому ребенку, она сама становится объектом какой-то необъяснимой, неподвластной разуму любви окружающих. К ней болезненно привязана Ия, в нее влюблен случайно встреченный парень из хорошей семьи Саша (Игорь Широков).

-4

Эта разница между героинями подчеркнута и цветовым решением картины: Ию неизменно сопровождает зеленый цвет, в то время как появление Маши чаще связано с красным. Несмотря на все различия между героинями, Ия и Маша неразлучны. Какими бы созависимыми или даже абьюзивными ни были их отношения, они необходимы друг другу, как попытка, пусть и обманчивая, преодолеть собственное одиночество. В финальном эпизоде картины это единение героинь обретает и зрительное выражение. Ия и Маша меняются цветами в одежде, что наталкивает зрителя на мысль: а так ли различны девушки, если обе сломлены и опустошены?

Не менее противоречиво и время действия «Дылды». С одной стороны, 1945 год важен в контексте фильма, так как именно война явилась той разрушительной силой, объединившей людей в общем горе, общих потерях, но в то же время заставившей каждого из них острее почувствовать одиночество. С другой стороны, в картине поразительно мало маркеров эпохи. О блокаде напоминает лишь короткий эпизод в госпитале, когда раненые, играя с маленьким Пашей, просят его изобразить собачку, которую тот никогда не видел: «всех поели». Больше никаких примет времени мы не увидим: в «Дылде» намеренно ни разу не появляется ни портрет Сталина, ни советский флаг. Вероятно, в таком намеренном обезвременивании пространства можно видеть ту же попытку героев забыть о войне, абстрагироваться от конкретно-исторического.

-5

Таким образом, можно сказать, что «Дылда» - это отнюдь не историческое кино, по которому можно изучать жизнь советских людей во время и после войны, это попытка переосмысления травматического опыта войны с точки зрения нашего современника, попытка заглянуть в человеческую душу и заглушить в ней пустоту, оставленную войной.

-6