Почему одни сайты «пролетают» мимо внимания пользователей, а другие попадают в закладки? Почему на одни ресурсы посетители возвращаются вновь и вновь, а на других задерживаются лишь на несколько секунд? Задумывались ли вы, почему на вашем сайте время, проведенное пользователем и глубина просмотра страниц оставляет желать лучшего? Даже если контент самый уникальный и ценный, даже если страницы попали в топ поисковика, но «гости» не задерживаются. Над SEO вы потрудились, так в чём проблема? Возможно, причина в неправильно организованном юзабилити.
Для успешного продвижения одинаково важны две составляющие – SEO и юзабилити сайта. Используя только один компонент невозможно добиться положительного результата в увеличении конверсии веб-ресурса. Качественная оптимизация в совокупности с удобством и простотой использования сайта поможет привлечь целевых посетителей.
Множество сервисов и сайтов, предоставляющих SEO-услуги, непременно предложат вам протестировать юзабилити вашего сайта. Ведь как ни крути, встречают по одёжке, а провожают по уму. Касательно сайтов, одёжка должна быть не только красивой и привлекательной, но ещё и удобной. А то, что в неё облачено, востребованным, качественным и ценным. Но обо всем по порядку.
Что такое юзабилити сайта
Итак, юзабилити. Что это такое? Википедия говорит, что это набор свойств какой-либо системы, способствующий удобству её использования. Для веб-ресурса, как системы, можно утверждать, что это сочетание его внешних характеристик, внутреннего наполнения (содержания) и инструментов, позволяющих посетителю решить свои поисковые задачи: быстро найти нужную информацию, купить необходимый товар или получить услугу.
Именно посетители оценивают простоту, удобство, дизайн сайта. И именно конверсия, соотношение количества посетителей к активному действию, определяют качество сайта.
Сделать сайт привлекательным, удобным и полезным для целевой аудитории – задача каждого уважающего себя веб-мастера и оптимизатора. Три кита, на которых строится юзабилити, – это дизайн, инструменты пользователя и контент.
Некоторые сайты хорошо оптимизированы под поисковые системы, но имеют недостатки в юзабилити. Посетители быстро уходят с таких веб-ресурсов, поскольку они неудобны в использовании и надо потратить много времени, чтобы разобраться, что к чему. Другие сайты, наоборот, имеют понятное юзабилити, но недостаточно грамотно оптимизированы под поисковики. Такие сайты сложно обнаружить через поиск, поэтому аудитория этих веб-ресурсов немногочисленна.
Для эффективного продвижения сайта, привлечения посетителей и их удержания необходимо, чтобы SEO и юзабилити гармонично сочетались. Ни одна из этих составляющих веб-ресурса не дает ожидаемого результата, если используется отдельно. Важно проводить комплексную работу, которая будет включать действия по SEO-оптимизации сайта и привлечению посетителей, а также меры по улучшению качества юзабилити и обеспечению комфортного пребывания пользователей на сайте.
Как грамотно совмещать SEO и юзабилити
Для поискового продвижения сайта используется контент, «заточенный» под ключевые слова. Пользователи приходят на сайт, который может предложить им уникальные и полезные статьи, актуальные новости, популярные обзоры, аналитику. Именно тексты интересуют посетителей в большей степени. То же касается и поисковых систем. Поисковики оценивают сайт по многочисленным параметрам. Первоочередная роль в ранжировании принадлежит текстовому контенту.
При создании и публикации текстов важно не совершать следующих ошибок:
- Переоптимизация. Для быстрого наращивания трафика многие оптимизаторы используют большое количество поисковых запросов в небольших текстах. Для обычного пользователя подобный текст не представляет интереса. Даже если человек зайдет на сайт, он не станет читать статью, которая напичкана ключевыми словами и не несет ценности. Поисковые роботы также не обрадуются переоптимизированным текстам и могут посчитать такой текст спамным. За присутствие таких материалов на сайте поисковик может наложить бан и полностью исключить веб-ресурс из индекса системы.
- Недооптимизация. Другой крайностью является использование слишком малого количества ключевых слов для продвижения сайта. Владелец сайта уделяет много внимания внешнему оформлению, созданию удобного меню, оптимизации структуры сайта, но забывает о необходимости подготавливать правильные тексты. Контент без поисковых запросов может быть очень полезным и интересным, но его не увидят пользователи. Чтобы сайт попал в результаты выдачи Яндекса или Гугла, размещенные на нем тексты должны содержать ключевые слова. Красивый дизайн и удобное юзабилити не смогут привлечь посетителей. Без SEO-оптимизации сайт затеряется среди тысяч других площадок.
Для правильного совмещения SEO и юзабилити необходимо позаботиться о публикации оптимизированных текстов и создании условий для комфортного пребывания людей на сайте. Важно качественно оформить текст, чтобы его было удобно и легко читать.
Роль скриптов
Если при создании сайта будет использовано большое количество скриптов, это отрицательно скажется на SEO. Текст, который присутствует в динамичном меню, не считывается поисковыми машинами. Это может плохо отразиться на SEO-продвижении. С одной стороны, такое меню будет выглядеть привлекательным для пользователей, с другой – снизит эффективность поискового продвижения. Необходимо использовать скрипты в небольшом количестве, чтобы это не навредило сайту.
Оптимизация внутренних ссылок
Правильная внутренняя перелинковка сайта улучшает не только поисковое продвижение, но и юзабилити. Пользователи могут легко перейти по ссылке на страницу, где размещен дополнительный материал к статье, предыдущая информация по теме или описание термина. Посетителю не надо будет возвращаться в основной раздел или заходить в меню в поисках необходимой информации. Полезные ссылки на статьи внутри сайта упрощают процесс пользования веб-ресурсом и способствуют экономии времени пользователей.
Перелинковка помогает распределить ссылочный вес и повысить Page Rank. Все это приводит к повышению эффективности поискового продвижения.
Пошаговый план читайте в статье: Чек-лист по анализу юзабилити сайта