Этот год не принесет бонусов топ-менеджерам «Аэрофлота». Такую информацию сообщил генеральный директор авиаперевозчика Виталий Савельев.
Причиной для депремирования стала катастрофа лайнера Superjet в столичном аэропорту«Шереметьево». Такое решение было принято в соответствии с описанием KPI, то есть ключевыми показателями эффективности работы, для руководства предприятия. Вместе с тем, это не означает, что «Аэрофлот» признал свою ответственность в трагическом инциденте. По словам Савельева, на вопросы авиакомпания должна не только отвечать, но и задавать их.
О том, что «аэрофлотовскому» топ-менеджменту бонусов в 2019-м не видать, Виталий Савельев заявил в ходе проведения общего собрания. Он уточнил, что в документе, где прописаны KPI для руководителей, предусмотрена отмена премий в случае каких-либо происшествий, передает издание The Bell. Учитывая трагедию в «Шереметьево», денежного вознаграждения топ-менеджерам не будут выплачивать со второго квартала и до конца текущего года.
Как следует из данных отчетности «Аэрофлота», заработок членов правления авиакомпании в прошлом году составил 842 млн рублей, причем большую половину от этой суммы — 413,1 млн рублей — они получили в виде бонусов. В общей сложности правление «Аэрофлота» состоит из 10 человек, таким образом, средний размер годичной топ-менеджерской зарплаты находился на уровне 84,2 млн.При этом речь идет только о выплатах «наличкой». Учитывая опционную программу, которая привязана к размеру прибыли, руководство компании заработало в 2018-м 1,42 млрд рублей (годом ранее — 2,93 млрд).
Катастрофа с SSJ-100, случившая в начале мая, для Виталия Савельева стала первой за время его управления «Аэрофлотом». Он же внедрил на предприятии KPI. Восемь лет назад топ-менеджмент авиаперевозчика уже оставался без премий по причине форс-мажора. Ему не дали бонусов за четвертый квартал 2010 года, когда вылеты лайнеров «Аэрофлота» в течение нескольких дней пришлось отменять, потому что Москву накрыл ледяной дождь.
Прокомментировал Виталий Савельев и сам майский инцидент в аэропорту. Это его первое высказывание по данному поводу. Гендиректор компании отметил, что Межгосударственным авиакомитетом был опубликован предварительный отчет в отношении катастрофы. По словам гендиректора, к «Аэрофлоту» много вопросов, но не меньше вопросов есть и у самого «Аэрофлота».
При этом он не стал уточнять суть вопросов и кому они адресованы, однако от собеседников, близких к авиакомпании, ранее звучала информация о двух отказах технического характера, которые стали для «Аэрофлота» неожиданностью. Имеются в виду моменты, что автопилот не должен отключаться после удара молнией, а стойки шасси не должны пробивать баки для топлива из-за жесткого приземления.
Согласно предварительного отчета МАК, прочность конструкции планера SSJ спроектирована, исходя из расчетной перегрузки в 3,75 g. Однако во время вторичных ударов о взлетно-посадочную полосу при жесткой посадке 5 мая лайнер испытал перегрузку, превысившую показатель в 5,85 g. В документе отмечается, что данная ситуация действующими нормами летной годности не предусмотрена. Сертификационные правила оценку вторичных ударов самолета о землю после разрушения шасси не требуют.
Свой окончательный МАК предоставит в течение года, до тех пор вся страна будет наблюдать негласную борьбу между «Аэрофлотом» и создателем Superjet – компанией «Гражданские самолеты Сухого» — за разделение ответственности в трагедии. Пока перевес на стороне производителя лайнеров, поскольку в отчете МАК есть недвусмысленные указки на ошибки пилотов. Однако, решение оставить топ-менеджеров без бонусов уже можно назвать сильным и довольно редким для страны ходом, значение которого сложно переоценить.
Если говорить о депремировании руководителей в госкомпаниях в целом, то стоит отметить, что это действительно происходит не так уж часто, но случается. Так, например, девять лет назад «Русгидро» оставило сотрудников без премий за 2009 год после того, как произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В ходе расследования выяснилось, что виновата в этом была компания, что повлекло увольнение главы правления и четырех топ-менеджеров. Четыре года назад «АвтоВАЗ» не стал премировать руководящий состав в связи с невыполнением плана по продажам. Напомним, что для России такие случаи редкость, но тогда «АвтоВАЗ» уже находился под контролем акционера в лице группыRenault-Nissan.
Олег Струков
Читать полный текст публикации на сайте издания «Новый взгляд»
Чтобы всегда быть в курсе самых последних новостей, подписывайтесь на наш канал Дзена и ставьте палец вверх!