Найти тему
Большая перемен@

Что учителя думают о цифровизации: аргументы за и против

Оглавление

Видео для конкурса «Большая перемен@»
Авторы:
учитель физики Лора Викторовна Кравченко и учитель русского языка и литературы Елена Анатольевна Столова

Лора Кравченко:

Я учитель, давно живущий в сети, поэтому для меня цифровизация наступила незаметно, естественным путем. Разве мы думаем над тем, чистить нам зубы или нет, покупать билеты на поезд или идти пешком две тысячи километров? Нет, не думаем. Потому что мы живем в это время и в этой среде — и пользуемся всеми возможностями, которые они предлагают. Почему же возникают вопросы о цифровизации? Просто надо принять эти условия, окунуться в них и жить полноценной жизнью.

Елена Столова:

-2

Я учитель, который привык шелестеть страницами — книга и человек надежнее, чем техника. Само понятие цифровизации ассоциируется с глобализацией. Это пугает и подавляет: кажется, что не останется места живому общению, живому слову, живой книге, внимательным глазам, которые устремлены на тебя, а не на экран гаджета.

Лора Кравченко:

Когда появился доступ к глобальной сети Интернет, мы с детьми поняли, что мир — маленький, что каждый уголок на земле доступен для исследования, для получения новых знаний.

Что это значит? Это значит, что любая информация может быть доступна. Это значит, что можно начиная со школьной скамьи учиться критически воспринимать эту информацию, обрабатывать потоки данных. Это значит, что можно найти единомышленников и обсуждать с ними волнующие проблемы в сети.

Можно учиться на онлайн-курсах, можно участвовать в дистанционных мероприятиях и конкурсах. Можно использовать самое современное программное обеспечение с совместным доступом, чтобы в «облаках» выполнять не только текущие задания, но и работать над проектами и исследовательскими работами. Можно ускорить процесс взаимодействия и давать быструю обратную связь в социальной сети. И мы все это делаем — на уроках и после них.

Елена Столова:

Могу согласиться, что цифровизация дает много новых возможностей: предполагает современные подходы в обучении, вызывает активный интерес учащихся. Но все чаще в школе «цифрой» пытаются подменить живой процесс обучения, оставить ребенка один на один с компьютером. И я опасаюсь, что перестану быть просветителем, а стану просто координатором процесса, или еще хуже — сторонним наблюдателем.

Сталкиваюсь с тем, что школьники заняты не столько поиском источников для изучения материала, анализом и отбором полученной информации, сколько поиском в сети готового ответа, чтобы выдать чужое за свое. Учителю сдаются готовое сочинение, реферат, списанные задачи и упражнения. Уходит радость подлинного открытия, поиска истины.

Лора Кравченко:

В 1994 году я склоняюсь над кодопроектором и поправляю прозрачную пленку с опорным конспектом, который я рисовала до позднего вечера. Зачем, ведь есть доска? Но нет. Благодаря Шаталову [учителю-новатору, разработавшему методику обучения с использованием опорных конспектов — прим. редактора] тогда я поняла, что опорные сигналы не дадут споткнуться мысли, направят ее полет в нужный «воздушный коридор». Потому что важно научить думать, анализировать, грамотно излагать мысли, и техника тут — особый помощник.

Спустя 25 лет в 2019 году я склоняюсь над смартфоном, чтобы проверить, как работает онлайн-тест «Kahoot!», который я создавала поздним вечером.

Как изменилась моя роль? Я учитель, всегда была и остаюсь проводником в мир знаний. Но изменения есть. Если раньше я была основным источником знаний, то теперь моя роль — направить нужные потоки данных класса, где сидят мои ученики, показать им качественные источники знаний, пути их достижения; помочь разобраться с трудными задачами. Из транслятора знаний я превратилась в проводника. Я стала наставником. И тут без техники и мировой сети не обойтись.

Елена Столова:

Мне нравится, когда на уроке продолжением слова является видеоряд. Инструментом, который подошел всем без исключения учителям, в том числе и мне, являются компьютерные презентации.

Я люблю фильмы и ролики, которые создают дети. «Цифра» помогает раскрыть их творческий потенциал. Когда мои семиклассники снимали на смартфон короткометражные фильмы, художественные и анимационные, по литературным произведениям, изученным в течение года — дети по-новому открывали для себя книгу. А я открывала их.

Но я не хочу, чтобы «цифра» имела все. Главным должно оставаться слово. «Цифра» должна помнить свое место — важное, но не главное.

Лора Кравченко:

Я человек, и как бы ни старалась, не смогу знать больше, чем интегральный сетевой разум. Но я не печалюсь. У нас с ребятами теперь другие, цифровые инструменты и возможности.

-3

Спасибо «цифре» за то, что она заставляет нас меняться, но не подстраиваться, расти, но не возвышаться, видеть дальше, но не пропускать то, что у тебя под носом.

«Цифра» диктует новый принцип отношений, но нам еще предстоит их грамотно построить.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»