По-моему в далеком детстве учительница говорила нам, что каждый из нас должен завести красную записную книжечку, в которую надо записывать сделанные добрые дела. Я не помню, была ли у меня такая книжечка, но до сих пор очень зримо ее представляю – красная, шершавая на ощупь с маленькими листочками в клеточку. И когда совершаю добрый поступок (по крайней мере, мне так кажется), тут же мысленно заношу его в свою несуществующую красную книжечку. Хочется верить, что за прожитые годы мне удалось заполнить хотя бы одну красную книжечку.
Такое длинное вступление сделано только с одной целью. Я категорически не согласен с утверждением, что мы живем в жестокие, недобрые времена. Это утверждение лукаво. В нем желание переложить личную ответственность с себя на времена. «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Да и потом, прав булгаковский герой, говоря, что
все люди добрые, только не все об этом знают.
Когда водитель кричит на пешехода «сволочь», а пешеход на водителя – «козёл», это совсем не значит, что они оба недобрые люди. Они просто себя не любят. В основе доброго поступка лежат эгоистические чувства – сделать себе приятное, почувствовать себя великодушным. Совершать добрые дела по чистоте помыслов, дано единицам. При этом не надо совершать глобальных поступков, типа осчастливить весь мир, а лучше следовать традициям народников, которые проповедовали теорию «малых дел». Совершишь малюсенький добрый поступок, потом целую неделю чувствуешь себя великодушным. А уж если совершишь два, то состоянию великодушия нет предела. Проверено.
Мне очень много приходится передвигаться на авто. Наверное, в последнее время треть жизни провожу в автомобиле. Был период, когда передвижение в «пробках» меня жутко раздражало. Пытался проскакивать по обочине, выскочить на «встречку», не дать протиснуться точно такому же «умнику» впереди себя. В общем, получалась не езда, а сплошная борьба за выживание. И к месту назначения прибывал нервный и в расстроенных чувствах, что, естественно, сказывалось на моей работоспособности. Так долго продолжаться не могло. И тогда я решил, не покидая своего авто, заняться малыми добрыми делами. Единственное волевое усилие, какое пришлось сделать, выезжать на час раньше. Имея запас времени, мог сосредоточиться на добрых поступках. Я стал останавливаться на всех переходах и непереходах, пропуская пешеходов. Иногда даже махал рукой, предлагая перейти дорогу. В ответ нередко получал благодарный кивок. Это, как же здорово! Я совершил добрый поступок, а меня за него даже поблагодарили. Но апогей великодушия наступал тогда, когда я давал водителю другого авто возможность беспрепятственно перестроиться и встать впереди меня. В знак благодарности водитель включал на несколько секунд аварийные огни, и я наверху блаженства от своего великодушия. Конечно, не все включали, что несколько снижало уровень блаженства. Но в таких случаях я утешал себя тем, что возможно не работает «аварийка». К месту назначения подъезжал в прекраснейшем настроении и с огромным желанием работать. А делов-то всего – выехать на час раньше. И много других добрых дел можно сделать на автомобиле: кого-то бесплатно подвезти (в этом случае очень важно просчитать драматургию эпизода. Дождаться момента, когда пассажир потянется за бумажником, и коротко сказать: «Денег не возьму»), «прикурить» аккумулятор, взять на буксир и т.д. и т.п. Конечно, пешеходы могут возмутиться. Мол, вам хорошо на автомобиле совершать добрые поступки, а как нам их совершать, передвигаясь на своих двоих или общественным транспортом. Но я отвечу так. И у вас есть бескрайнее поле для малых добрых дел. Не перебегать дорогу, лавируя между машин, а пройти сто метров до наземного или подземного перехода. Или, например, возвращаясь в электричке или автобусе с работы, устало откинувшись на спинку сиденья, уступить место тому, кто в этом больше нуждается. А вечером, пребывая в хорошем настроении, можно в своей красной записной книжечке записать очередное доброе дело. И готовится к новому дню добрых дел.