В музее Метрополитен в Нью-Йорке тканью накрыли одну из картин Марка Шагала — его знаменитых «Любовников». Своеобразная акция была приурочена ко Всемирному дню беженцев. Так музей решил показать, чего бы лишился мир, если б страны не принимали их. Рассказываем о знаменитых художниках-беженцах, которые покинули свои страны в поисках лучшей жизни.
— «Я уехал из России, так как не было красок», — говорил Марк Шагал.
А в 1973 году, приехав в Россию по приглашению тогдашнего министра культуры СССР Валентины Фурцевой, художник произнес: «Вы не видите на моих глазах слез, ибо, как это ни странно, я вдали душевно жил с моей родиной и родиной моих предков. Я был душевно здесь всегда…». В 1921 году Шагал с семьей уехал сначала в Литву, затем в Германию, а оттуда — во Францию, где в 1937-м получил гражданство.
Но в 1941-м руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке предложило художнику переселиться из контролируемой нацистами Франции в США. Шагал предложение принял. Отправляясь в Америку, художник, который не очень хорошо владел английским языком, все спрашивал, будут ли там коровы. Его интересовали привычные сюжеты для творчества и мало беспокоили мирские дела. Тем не менее, в своем доме во Франции Шагал распорядился прятать других беженцев.
— В музее Метрополитен не только закрыли картину Марка Шагала, но и пометили желтыми табличками работы других художников-беженцев.
Среди них и Макс Бекман. Он совместил академизм с авангардом, тем самым выработав свой узнаваемый экспрессивный стиль. Годы наибольшего признания Бекмана пришлись на период Веймарской республики. Но с приходом к власти нацистов его искусство было признано дегенеративным, сам он назван «культурным большевиком», а его картины изъяты из музеев.
В 1937 году Бекман вместе с женой переехал в Амстердам, но и там нацисты не оставляли его в покое. Художник даже перенес инфаркт. В 1947 году Бекман сумел перебраться за океан — в США. Там он преподавал и выставлял свои работы. Но в 1950 году скоропостижно скончался от сердечного приступа, который случился у него на углу 69-й улицы и Центрального Парка. В 2001 году на торгах Sotheby’s «Автопортрет с рогом» Макса Бекмана был продан за $22,5 млн.
— Скончавшегося в конце 2018 года «отца» советского концептуального искусства Оскара Рабина также можно причислить к художникам-беженцам.
В конце 70-х его выслали из СССР, а российский паспорт вернули лишь в 2006 году. В 1960-х художника критиковали за очернение Советского Союза, депрессивность картин и подыгрывание буржуазным критикам социализма. В сентябре 1974-го Рабин организовал знаменитую «Бульдозерную выставку». А в январе 1978-го художника задержали по обвинению в тунеядстве и посадили под домашний арест.
После отказа эмигрировать в Израиль, домашний арест заменили ночью в КПЗ. Через несколько дней Рабин получил предложение туристической визы в Европу и согласился уехать. В том же году художник был лишен гражданства «в связи с тем, что его деятельность позорит звание советского гражданина». Рабин поселился во Франции и в интервью говорил, что там он стал жить так, как ему хотелось, и писать то, что считал нужным.
— Художник-концептуалист Рашид Араин родился в Пакистане, окончил Университет Карачи, но в 1964 году уехал в Англию.
В Лондоне он увлекся минимализмом и симметрией, стал создавать сложносочиненные арт-объекты и участвовать в перформансах. Кроме того, творчество Араина, у которого даже не было специального художественного образования, было направлено на борьбу за справедливость и против дискриминации.
«Когда я покидал свою родину и уезжал в Англию, я покидал свободную страну, она только освободилась от колониального владычества. И приехав в Англию, я почувствовал отторжение и расизм», — отмечал Араин. Тем не менее, художник по-прежнему живет и работает в Великобритании.
— Обладатель Премии Тернера и командор ордена Британской империи Аниш Капур родился в Индии.
Родители хотели показать детям мир, но денег на это не было. Капур вспоминал, что билет на самолет в то время стоил дороже, чем годовая зарплата его отца. Но благодаря матери, происходившей из семьи багдадских евреев, будущий скульптор смог эмигрировать в Израиль, где несколько лет прожил в кибуце, а оттуда в Англию, где начал художественную карьеру.
В 1990 году Капур, произведения которого как правило просты, имеют изогнутые линии и часто ярко окрашены, представлял Великобританию на Венецианской биеннале. А в 2016-м его «Грязный уголок», выставленный в Версальских садах, наделал немало шума. Аниш Капур не раз участвовал в выставках и акциях в поддержку беженцев.
Все в том же 2016-м его работы вошли в число экспонатов выставки «Беженцы» в Сиднее, посвященной глобальному миграционному кризису. А годом ранее Капур и Ай Вэйвэй прошли по улицам Лондона, накинув на плечи пледы из грубой ткани — символа простых потребностей мигрантов.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.