Найти тему
Сергей Спирин

Про очень странную борьбу с жуликами

Ниже приведены примеры задач из учебника «Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в трех томах, Том 1 для обучающихся 1 – 4 классов», подготовленного и выложенного на своем сайте Банком России. Когда вы их прочитаете, напишите, пожалуйста, какие мысли или эмоции они у вас вызывают? Мои впечатления приведены ниже.

***

Задача 2.10.

У Сергея на счету было 600 руб. Он потратил в столовой 120 руб. На телефон пришло СМС-сообщение: «Отправь на номер 8919999-9999 в течении 10 минут 250 руб. и эта сумма тебе вернется в два раза больше». СМС-сообщение оказалось мошенничеством. Сколько на счету у Сергея останется денег, если он отправил указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправил?

Задача 4.14.

Некоторые финансовые организации предлагают кредиты под проценты, не указывая в какой период. Заемщики считают, что взяли кредит под эти проценты в неделю, а оказывается, это в день. Сколько заемщик, которого ввели в заблуждение, отдаст банку денег по истечении недели, если он взял кредит 50 000 руб. под 2% в день, как оказалось?

Задача 5.1.

Семья Антона за один год получила ложные сообщения: по e-mail 5 сообщений о выигрышах призов, 2 сообщения в личный кабинет о внесении предоплаты за покупку в интернет-магазине, 3 сообщения по СМС о переводе денег для обслуживания карты. Сколько ложных сообщений за 1 год получила семья Антона?

Задача 5.4.

Тебе «от оператора» приходит сообщение, в котором предлагается позвонить на некий номер, и за этот звонок ты получишь на свой счет 35 руб. Если ты все же получишь 35 руб., а исходящий звонок при этом тебе обойдется в 100 руб. Сколько ты потеряешь денег?

Задача 5.6.

Таня нечаянно подключила к телефону платную услугу, испугалась и не сообщила взрослым. Когда родители узнали, что у Тани исчерпан лимит, они проверили телефон и определили наличие бесполезной платной услуги стоимостью 35 руб. в день. Сколько списано денег у девочки, если платная услуга была подключена 18 дней? Как нужно было поступить Тане?

Задача 5.9.

Иван получил СМС-сообщение: «Привет, друг! В этом месяце состоялся розыгрыш смартфонов. Позвони на этот телефон: 8999999-9999 и узнай свой выигрыш». Иван доверился этому сообщению и перезвонил, но автоответчик ему ответил, что все операторы заняты и следует перезвонить позже. Иван еще несколько раз перезванивал, но ему так никто не ответил. Оказалось, что это действовали мошенники и даже просто за связь с автоответчиком взималась плата 45 рублей. Сколько потерял денег мальчик, если он попытался 5 раз позвонить по телефону? 7? 10?

Задача 5.12.

Заказав электронные авиабилеты у мошенников на незнакомом интернет-сайте, покупатели потеряли в среднем 120 000 руб. Сколько было таких покупателей, если в среднем стоимость одного билета составляла 4800 руб.?

***

С.С.:

Ну и как вам это? Замечу, что это далеко не все задачки из учебника про различные виды финансовых мошенничеств. Их в учебнике гораздо больше.

С одной стороны, вроде, кажется логичным предупредить детей, чтобы не делали глупостей.

Но с другой стороны…

Во-первых (и это для меня главное), такие задачки в учебниках 1 – 4 класса мне видятся чистосердечным признанием государства в своей полной неспособности исполнять свои обязанности по борьбе с преступностью в финансовой сфере. Ведь речь идет о видах чистого криминала, попадающих под статьи Уголовного Кодекса РФ. С ними надо бороться нашей доблестной полиции, а не детишкам 1 – 4 класса об этом рассказывать.

Во-вторых, реальной пользы от таких предупреждений, на мой взгляд, немного. Каждый год рождается столько новых схем отъема денег у населения, что если ставить своей целью с детства предупреждать школьников об их конкретных вариантах, то уже через год-другой этот задачник придется серьезно переписывать с учетом нового креатива мошенников, у которых прогресс никогда не стоит на месте.

И, в-третьих, если отличница Машенька, решая эти задачи, может и задумается о том, как не попасть в лапы мошенников, то вот хулиган Вовочка может задуматься прямо о противоположном – а не начать ли «зарабатывать» деньги описанными в учебнике способами, раз это столь легко, и, похоже, безнаказанно? Я прямо-таки представляю детишек, обсуждающих друг с другом идеи из учебника на переменах: «Прикинь, круто же – ничего не делаешь, а денежки идут!»

Вот об этом, интересно, Банк России подумал?