Найти тему
Сказитель

Покусился на святое - "Сталкер" Тарковского. Шедевр кинематографа или...? Чему может научить фильм в наше время?

И снова, здравствуйте, дорогие друзья.
В этой статье мы поговорим о, безусловно, легендарном режиссёре и его не менее легендарном фильме.
"Сталкер" Андрея Арсеньевича Тарковского.
Что ж, это будет не просто...

Многие считают, что Тарковского знает лишь старшее поколение. Я осмелюсь утверждать что это не так. В силу своей деятельности - я в школах провожу лекции для старшеклассников, и в одной из них показываю слайд, на котором изображены Андрей Тарковский и Владимир Высоцкий. Большинство ребят знает их обоих.
Тарковский это легенда, это эпоха! Немного информации о нём:

Андре́й Арсе́ньевич Тарко́вский (4 апреля 1932, село Завражье, Ивановская Промышленная область 29 декабря 1986, Париж, Франция) — советский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Его фильмы «Андрей Рублёв», «Зеркало» и «Сталкер» периодически включаются в списки лучших кинопроизведений всех времён.
Творчество Андрея Тарковского представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир. Концептуальные и художественные решения Тарковского отличаются оригинальностью и глубиной. (Википедия)
Узнать больше про жизнь и творчество Тарковского можно
здесь.


К просмотру Сталкера я подошел ответственно. Но, как сейчас понимаю, все же не правильно. Почему не правильно? Об этом позже.
Статья будет серьезной и сложной, если не готовы - можете смело переключаться на другую, более позитивную
статью, из рубрики "Покусился на святое..."
Вероятно, на протяжении статьи сложится мнение что я против этого фильма. Это не так. Тот, кто дочитает до конца, поймет что в этом фильме по-настоящему важно. Особенно, в наши дни.

Кратко о сюжете.
Прежде всего стоит отметить - Сталкер это экранизация романа братьев Стругацких "Пикник на обочине". Об это тоже чуть позже.
Лет за 20 до основных событий, рядом с небольшим городком упал метеорит. И вокруг него образовалась... что-то аномальное. Место где происходят странные вещи. Местные называют его просто "зона".
Вот цитата из фильма:

Зона — это очень сложная система… ловушек, что ли. И все они смертельны! Не знаю, что здесь происходит в отсутствие человека, но стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение.. Бывшие ловушки исчезают — появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми, и путь делается то простым и лёгким, то запутывается до невозможности! Это — Зона. Может даже показаться, что она капризна, но в каждый момент она такова, какой мы её сами сделали… своим состоянием. Не скрою, были случаи, когда людям приходилось возвращаться с полдороги, не солоно хлебавши. Были и такие, которые… гибли у самого порога Комнаты. Но все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!

Что же такое, а точнее кто такой сталкер?
Сталкер это проводник. Он лучше других знает и понимает зону.
И где-то на этой территории, вроде как, есть комната, в которой исполняются желания.

Вот она, заветная. Туда и хотят попасть некоторые люди, а для этого им нужен проводник... Сталкер.
Вот она, заветная. Туда и хотят попасть некоторые люди, а для этого им нужен проводник... Сталкер.

Ну что ж, сюжет в целом понятен и прост.
Теперь поговорим о том, почему фильм сложен для восприятия. Особенно, в наше время.
Ну вот, посудите сами. Фильм начинается со сцены, где нам показывают спящую семью. Муж, жена и ребенок. Втроем на большой кровати.

Примерно так.
Примерно так.

Они спят. Камера идет от одного края к другому, потом обратно...
И так примерно 2,5 минуты. Вроде не так долго, но для фильма...! 2,5 минуты экранного времени это срок.
Зачем это? Да, фильмы Андрея Арсеньевича отличаются глубинной. Это все знают. Но что? Что такого важного я должен понять наблюдая как люди спят? Они умеют спать? Спасибо, это ценная информация.
Потом еще полторы минуты, мы смотрим как один из героев одевается, выходит и... мы наблюдаем эту же сцену с кроватью,только без него. Прошло уже больше четырех минут, мы еще не увидели, по сути, ничего.
Мне вспоминается фильм, "Хороший, плохой, злой". Там тоже долгая сцена молчания. Первые слова сказаны на восьмой минуте фильма, но это совсем другое молчание! Там напряжение. И ты сам напряжен. Там что-то происходит...
В Сталкере не так. Но думаешь - ладно. Любому фильму надо время разогнаться немного.

И ты еще даже не представляешь, как много таких моментов будет в фильме. А если совсем откровенно - весь фильм такой.
Итак, сталкер, недавно вышедший из тюрьмы за незаконное проникновение в зону, собирается туда снова. На этот раз, его услугами хотят воспользоваться писатель и профессор. У каждого своя цель.
Попасть туда не просто, так как периметр зоны тщательно охраняется.
Ну, кое-как пробрались. Главное сесть в телегу, и запустить ее по рельсам. Желательно не попав под пули. И вот они едут по рельсам. Долго едут. Четыре с половиной минуты. В этот момент фильм из черно-белого становится цветным. И к слову сказать, прошло уже 35 минут фильма.

А потом они идут... отдыхают, снова идут.
В фильме мало диалогов. Но хватает умных монологов. Ну, или точнее с претензией на ум. Ну например, вот:

Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. И пусть посмеются над своими страстями, ведь то, что они называют страстью на самом деле не душевная энергия, а лишь трения между душой и внешним миром. А главное, пусть поверят в себя, и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила -- спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит.

Впрочем, об этом писал еще Лао Цзы.
Или например монолог писателя:

Вот еще эксперимент. Эксперименты, факты, истина в последней инстанции. А фактов вообще не бывает, а уж здесь и подавно. Здесь все кем-то выдумано. Все это - чья-то идиотская выдумка, неужели вы не чувствуете? А вам, конечно, до зарезу нужно знать чья. А почему? Что толку от ваших знаний? Чья совесть от них заболит? Моя? У меня нет совести, у меня есть только нервы: обругает какая-нибудь сволочь - рана, другая сволочь похвалит - еще рана. Душу вложишь, сердце свое вложишь - сожрут и душу, и сердце. Мерзость вынешь из души - жрут мерзость! Они же все поголовно грамотные, у них у всех сенсорное голодание, и все они клубятся вокруг: журналисты, редакторы, критики, бабы какие-то непрерывные. И все требуют: "Давай! Давай!" Какой из меня, к черту, писатель, если я ненавижу писать! Если для меня это мука, болезненное, постыдное занятие, что-то вроде выдавливания геморроя. Ведь я раньше думал, что от моих книг кто-то становится лучше! Да не нужен я никому, я сдохну, а через два дня меня забудут и начнут жрать кого-нибудь другого. Ведь я думал переделать их, а переделали-то меня! По своему образу и подобию! Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то там, за горизонтом. А теперь будущее слилось с настоящим! Разве они готовы к этому?! Они ничего не желают знать, они только жрут!

И вот такие рассуждения сопровождают весь фильм. То есть, они идут, потом кто-то останавливается и начинает изливать душу. Двое других слушают со слезами на глазах. Потом идут дальше.

Возможно, в СССР людям не хватало таких речей. Возможно, поэтому фильм хорошо зашел старшему поколению. Но многие люди, просматривая его в наши дни - проводят аналогию с черным квадратом Малевича. Кто и в чем там разглядел шедевр - не понятно.

-5

Про актеров.
Мне не понравился Сталкер в исполнении Кайдоновского. Может потому, что сначала я все-таки прочитал книгу? Там Сталкер более решительный, целеустремленный. Сталкер же в исполнении Кайдоновского, простите конечно, но это какая-та истеричка и плакса.
Что касается других - просто не впечатлили.

Почему его надо смотреть? Даже в наше время.
И все же... Все же, не смотря на все это - в фильме есть большой плюс. Просто его надо смотреть иначе, и воспринимать иначе, не так как мы привыкли воспринимать кино. А знаете что помогло мне это осознать? Музыка из фильма. Но это пришло не сразу.
Сталкер может многому научить. Точнее, помочь многое понять о себе. О нас, о нашем обществе.

Какой сейчас предстает наша жизнь? Быстрой, суетливой... Мы смотрим гифки, и коротенькие видео. Все очень быстро меняется, внимание скачет с одного на другое, и так во всем. Клиповое мышление. Являясь психологом - я знаю как это негативно влияет на человека.
Сталкера надо не смотреть. А наблюдать... Улавливаете разницу? Наблюдаете Сталкера, как наблюдаете огонь, а смотрите вглубь себя.
Я решил провести не большой эксперимент. Попросил несколько друзей посмотреть фильм не отвлекаясь, и записывать свои мысли и эмоции, и знаете что? Некоторые из них испытали сильную тревогу. Знаете как бывает, когда днем заснул, а потом просыпаешься и такой "Где я, какой сейчас год?". Ощущение, будто ты пропустил что-то важное, забыл, не сделал. Они испытывали похожие ощущения.

В наше время - мы не можем позволить себе побыть пару часов просто наедине с собой. Возникает тревога. Когда ты смотришь обычный боевичок - ты вроде как чем то занят - ты смотришь фильм. Но во время наблюдения Сталкера - ты смотришь в себя. Фильм создаёт атмосферу медитации. А музыка прекрасно её дополняет. И многие этого не выдерживают. Пары часов наедине с собой.
И вот это по-настоящему страшно. Посмотрите (или
пересмотрите) Сталкера держа в голове эту информацию. И посмотрите, какие чувства Вы будете испытывать. Посмотрите какие механизмы защиты Вашей психики проявят себя. И поразмышляйте об этом.
А на этом все. Если Вы осилили статью до конца - Вам большой респект!Ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал. Большинство наших статей повеселее:)
Всех благ, друзья. Берегите себя.