Найти тему
Таня Разумова

Теория невероятностей

До сих пор не все знают, что выдающийся математик Елена Сергеевна Вентцель и писатель И. Грекова - один и тот же человек.

Елена Сергеевна Вентцель - писательница И. Грекова.
Елена Сергеевна Вентцель - писательница И. Грекова.

Когда читаешь про дореволюционное образование, каждый раз впадаешь в ступор - у людей не было никакого интернета, скорость жизни по нашим меркам напоминала черепашью, - а они умудрялись выучить по нескольку языков и считали неприличным читать классиков не в оригинале. Как они всё успевали?

Знаменитой Елене Сергеевне Вентцель - блестящему математику, доктору технических наук, автору любимого учебника игроманов "Элементы теории игр" и знаменитого учебника "Теория вероятностей" (и других монографий) - повезло унаследовать всё лучшее от мамы-словесницы и папы-математика. Тот случай, когда обе стороны оказались сильнейшими.

Начав заниматься с отцом высшей математикой с семи лет, Елена Сергеевна - в девичестве Долгинцева - в 1923 году, в возрасте 16 лет поступила в Петроградский (затем - Ленинградский) университет. Ей повезло учиться у выдающихся математиков того времени - Делоне, Виноградова, Фихтенгольца, Надежды Гернет (это - вторая после Софьи Ковалевской российская женщина-математик с учёной степенью доктора наук).

На курсе Вентцель из 280 человек училось только пять девушек.

А в 1962 году, в 55 лет, она внезапно начала мощно публиковать художественную прозу, невероятным образом сочетая не самое простое занятие писательством с ещё более сложным - подготовкой научных трудов по теории вероятности.

Лично я узнала о Елене Сергеевне от мужа - выпускника МАИ, большого поклонника и её научных трудов, и беллетристики. (Кстати, передаю привет Наталье Шеховцовой - автору еще одной статьи о Елене Сергеевне Вентцель, которой о знаменитой И. Грековой рассказал тоже муж-маишник. Специально, чтобы никто не подумал, что я и она - одно и то же лицо:)

Сейчас, когда люди ноют, перекладывая бумажки на работе, о том, как они устали, написание параллельно более ста научных работ (из них 10 учебников) и более двадцати качественных романов, повестей и рассказов кажется беспримерным трудовым подвигом.

Особенно учитывая сложность научной проблематики и то, что писала Елена Сергеевна тексты от руки, а потом перепечатывала на машинке.

И параллельно умудрялась преподавать - сначала тридцать лет на факультете вооружений в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, а потом еще почти двадцать - на кафедре прикладной математики в Московском институте инженеров транспорта (МИИТе).

Её острый ум, чувство юмора и образная речь засели в голове студентов, которым повезло учиться у Елены Сергеевны, надолго, если не на всю жизнь.

Виктор Гастелло, сын легендарного лётчика, вспоминал, что Елена Сергеевна отличалась умением постоянно держать аудиторию в напряжённом внимании:

"Например, объясняя один из разделов теории вероятностей, она говорила так: «Представьте, что в аудитории сидит сотня обезьян (а нас, слушателей, была примерно сотня), все они хаотично стучат по клавиатуре. Насколько вероятно, что они напишут Большую Советскую Энциклопедию?».

Псевдоним И. Грекова - просто "И. Грекова" (от "игрек"), а не Ирина Грекова, как пишут в некоторых источниках - Елена Сергеевна Вентцель придумала случайно: "В русском языке игрек обозначает неизвестную, которую надо вычислить". Но, когда И. Грекову вычислили в Академии - с идеологически спорным романом "На испытаниях" об учёных-оборонщиках в 1952 года - то поставили вопрос о досрочном переизбрании Вентцель на должность профессора.

На стороне Вентцель были коллеги, против - почти всесильное Главное политуправление армии. Накануне переизбрания Вентцель решила: если "зарежут" - будет бороться. Если переизберут - будет увольняться. Переизбрали почти единогласно - и на другой день Елена Сергеевна написала заявление об увольнении и перешла работать в МИИТ, для которого стала настоящей находкой.

Мало где сказано, что Елена Сергеевна Вентцель, не отрываясь от работы, умудрилась выйти замуж - "вовремя", как она сама говорила, и родить троих детей. Хотя дело для неё всегда было важнее семьи.

На серьёзнейших испытаниях, в которых она участвовала, её сверх-идеей было не отставать от мужчин - хотя собственную докторскую диссертацию она исхитрилась защитить потихоньку от мужа, крупнейшего советского учёного в области баллистики Димитрия Александровича Вентцеля.

История о том, как они с мужем отправились на отдых, как вдруг Елена Сергеевна вспомнила, что забыла выключить утюг - и съездила быстренько защитилась - гуляет по Академии Жуковского в формате байки. Но как знать - может, это правда?

Многие книги И. Грековой - знаменитая "Кафедра", "За проходной", "На испытаниях" - написаны на живом материале, и специалистом, одарённым предельно точным чувством слова.

Её математические эпитеты "расставила ноги циркулем", "ученики - это дети в квадрате", "женщина тождественной внешности"- получили признание литераторов (Вентцель стала членом Союза Писателей в 1967 году). А качественный литературный слог и знание темы обеспечили признание специалистов-математиков, инженеров, технарей.

Публика до сих пор быстро раскупает романы И. Грековой и смотрит фильмы по её произведениям: "Кафедра", "Вдовий пароход", "Благословите женщину" (по повести "Хозяйка гостиницы").

Героев книг И. Грековой часто сравнивают с героями Чехова - это "маленькие люди" в сложных обстоятельствах и в историческом контексте. При этом даже скептики не клеймят её прозу традиционно пренебрежительным словом "женская" - хотя о женщинах она писала много.

Вот некоторые книги И. Грековой - и Е. С. Вентцель: просто для визуализации:

Если на корешке книг написано "Ирина Грекова" - это ошибка, какой-то левый тираж. Правильно - И. Грекова.
Если на корешке книг написано "Ирина Грекова" - это ошибка, какой-то левый тираж. Правильно - И. Грекова.

А вот - сама Елена Сергеевна:

http://arctg.ru/news/17_03_21(1).jpg
http://arctg.ru/news/17_03_21(1).jpg

Елена Сергеевна Вентцель скончалась в 2002 году на 96-м году жизни, а её цитаты до сих пор живут в институтах, где она преподавала. Легендарная была личность!

Литература была для неё хобби, а математика - профессией. Удачный баланс для сохранения авторской независимости. Когда её просили подрезать рукопись, Елена Сергеевна могла себе позволить развернуться и уйти. "Конечно, если бы я жила на литературные гонорары, я была бы сговорчивее», - говорила сама Вентцель.

P.S. Абзац и ветку комментариев про бытовой антисемитизм я удалила, т. к. тема ушла не туда.

Подписаться на канал