Сколько, по-вашему мнению, раньше древние люди тратили времени в день на обеспечение своего существования? Весь день бегали, охотились?
Мне очень интересна эта тема жизненного баланса между работой, хобби и отдыхом, а также вопрос разделения либо единства этих понятий, поэтому именно эта тема в моей статье занимает центральное положение.
К обеспечению своего существования у древнего человека относились только сон и пища. В современном мире только для того, чтобы обеспечить себе существование, что и раньше, и испытывать такой же уровень стресса, как люди в древности (низкий уровень стресса), необходимо постоянно пахать, куда-то бежать, что-то читать на ходу, заучивать материал, пихать в себя побольше быстрой еды, надо оплачивать налоги, платить за своё перемещение на общественном транспорте. Всё это называют такими интереснымы понятиями, как "городской образ жизни" или "жизнь в ритме города" или "бешеный ритм жизни". Только тогда, когда вы будете убивать своё здоровье и "мотивироваться на работу 24/7/365", возможно, вы получите то, что было у наших давних предков ещё сотни тысяч лет назад: свободное время, спокойствие, работа на себя.
Но давайте рассмотрим, как всё происходит у среднестатистического гражданина РФ. Я нисколько не претендую на роль эксперта или статистического директора ВЦИОМ, я просто представляю свой взгляд "из народа", поскольку сам прохожу всё это сам.
И это без учёта того, что надо ещё и 11 лет "учиться" в общеобразовательном учреждении, где основная задача учителя сводится не к тому, чтобы вдохновить ученика на своём примере, а принУдить к зубрёжке сложного материала непонятно для какой цели. Этого ученикам не объясняли, мотивируя тем, что "родители должны объяснять", хотя те же самые родители слабые знания своих чад мотивируют тем, что "учителя плохие".
И сразу становится понятно, что где-то в этой системе появилась ошибка. Ошибка несоответствия современного образования тем требованиям современного мира, которые предъявляются каждому, кто не хочет выйти из родительского дома без штанов и средств для существования. И дело даже не в том, что знаний мало, ведь всегда под рукой есть интернет и книги.
Похоже, проблема в том, что каждый учитель в школе абсолютно уверен в том, что преподаваемый им предмет представляет у каждого ученика в классе самый главный интерес в жизни.
По этой причине в свою сторону индивиды, которые не очень-то любят читать романы про любовь, начинают слышать критические замечания от учителя русского языка и литературы о своём невежестве, о своей глупости. Контрольная работа, опрос класса, анализ текста, сочинение - всё доказывает юной надежде прогресса в естественных науках на то, что он - дурак и не такой, как все.
Как в таком случае поступит индивид? Он будет чаще и усерднее посещать занятия по этому предмету из-за негативной критики? Будет ли у него желание получить золотую медаль за отличие в учёбе? Или он будет закрывать глаза на несправедливость и станет смиренно учить естественные науки вроде физики, математики, биологии и химии? Да? Ведь это же нужно, чтобы двигать прогресс человечества?
Именно так. Свойство денег заключается в том, что в справедливой модели общества их основное сосредоточение должно быть в руках тех людей, которые максимально сильно вкладываются в развитие нашего шарика под названием Земля.
Этот индивид учится в течение 11 лет в школе, потом идёт в медицинский ВУЗ, чтобы получить огромные знания по своей профессии и лечить людей, чтобы они жили полной жизнью, были счастливы и здоровы, чтобы эти люди двигали мировой прогресс...
И тут оказывается, что по окончании медицинского ВУЗ'а, помимо того, что мужчине или женщине уже 7~6+11+7 лет= 24~25 лет и пора бы уже задумываться о покупке квартиры, о том, чтобы завести семью и съехать от родителей, так ещё, откуда ни возьмись, наваливаются: налоги, армия, бешеный ритм жизни, вдруг нервный срыв, проблемы со здоровьем. Этот профессионал своего дела, выпустившийся из образовательного учреждения вроде должен радоваться тому, что сейчас он будет двигать мировой прогресс и не станет задумываться о том, как обеспечить своё существование.
Но каким-то образом вся его деятельность начинает сводиться к тому, что он просто борется за своё выживание, постоянно мечась между погоней за деньгами, собственным здоровьем и благополучием ещё не существующей семьи.
Он вынужден думать о том, на какие деньги завтра поедет на работу вместо того, чтобы думать о том, почему же живые клетки ДНК так упорно борются за свою жизнь и со временем научились создавать сложнейшие нейронные сети для обеспечения своего выживания.
Михай Чиксентмихайи в своей книге "Поток. Психология оптимального переживания" говорит о том, что любая деятельность, которая является обязывающей индивида к чему-либо и контролирующая его деятельность в этой сфере, обречена если не на провал, то уж никакого прорыва в этой деятельности индивид точно не совершит, потому что "системой такое не предусмотрено". А отпустить в свободное плавание по миру знаний сейчас боятся, ведь вдруг этот бесхозный мальчик, за которым родители не смотрели в детстве, вместо ОБЯЗАТЕЛЬНОГО занятия пойдёт и сожжёт дом или убьёт человека, устроит драку?
Здесь надо найти решение, поскольку не все индивиды такие. И в то же время отличить того, кто действительно обладает внутренней мотивацией учиться от того, кто выдаёт себя за такого человека, довольно сложно.
Я абсолютно солидарен с тезисами, которые в своей книге упомянул Михай Чиксентмихайи, поскольку я, как и он, с большим трудом верю в становление профессионалом в принудительной деятельности. Стать профессионалом, мастером - это искусство. Может ли искусство быть обязательным, быть может, его можно как-то контролировать?
"Если занести искусство в табличку для контроля, то оно умрёт".
(Это моя случайная цитата, которую я неосознанно сказал во время разговора с знакомым на прогулке)
Системе образования в нашем мире стоит серьёзно задуматься о том, чтобы меняться в соответствии с развитием мира. Если раньше и было обязательным сидеть в классе за партой всем 30 ученикам и "овощить", глядя на непонятные символы в течение 6 уроков (6-7 часов), то сейчас стоит задуматься о том, чтобы сделать одни предметы элективными, а другие - факультативными.
Это значит, что некоторые предметы индивид выбирает самостоятельно и они являются обязательными к посещению (элективные), а другие предметы он может посещать по своему усмотрению (факультативные)
Если раньше царствовал мир заводов и фабрик, то сейчас царит мир предпринимателей, лидеров "из народа", которые видят проблему, объединяют людей вокруг неё, уничтожают эту проблему или удовлетворяют потребность рынка и получают за это какой-то профит.
Подойдёт ли современный лидер "из народа" для рамок существующего учебного строя? Будет ли для него его сфера деятельности являться хобби или работой, "обязательной для посещения"?
Теперь настало время вернуться к тому, с чего я начал статью, а именно с того, сколько времени люди раньше тратили на обеспечение своего существования. Прочитав не одну книгу про историю человечества и археологические раскопки, я могу с уверенностью сказать, что древний человек на развилке становления Homo Sapiens'ом тратил на добычу еды не более 4-5 часов своего дня. Что такой человек делал в оставшееся время? Он разговаривал с сородичами, пел песни, танцевал, спаривался, развлекался, обустраивал своё жилище.
Может быть, эту деятельность кто-то контролировал? Заставлял ей заниматься? Нет
Есть много причин, по которым я с трудом верю в 16-ти часовой трудовой день и мотивационные призывы работать 24/7/365. Так же, как и Чиксентмихайи, я глубоко убеждён в том, что деятельность должна быть ради удовольствия, а не ради результата этой деятельности. Настоящий результат достигается тогда, когда нравится процесс, а не тот самый "образ конечного результата". Ведь когда нравится процесс, можно при желании и посвящать ему те самые 24/7/365, если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИНОСИТ УДОВОЛЬСТВИЕ.
Мой финальный тезис таков: Нам надо научиться смотреть не на то, ЧТО мы делаем, а на то, зачем мы это делаем и приносит ли это нам удовольствие.
У меня на этом всё. Спасибо, что дочитали до конца. Я читаю интересные книги и делюсь самыми интересными, на мой взгляд, выжимками, которые отсеивает мой мозг.
Я не заставляю подписываться и ставить лайк, но если всё-таки сделаешь это, мне будет приятно)
До скорого!