Найти в Дзене
Живопись

Художник Вера Рохлина: девушка — феникс русской живописи

Оглавление
Источник вдохновения — всегда важная, но как правило тривиальная тема для живописца.
"Автопортрет"
"Автопортрет"

Cкромные авторы статей об искусстве, мы и сами воодушевляемся по большей части «классикой». То есть «каноничным» фатализмом морской безбрежности; мистикой звёзд, струящих серебристый свет навстречу зареву ночного города; или мило вздёрнутым носиком обворожительного женского профиля. И подавляющее большинство художников признаются, что «заряжаются» творческой энергией из этих же источников.

"Старый город"
"Старый город"
"Старый Тифлис"
"Старый Тифлис"
Общение с явлениями и экзистенциями, приятными глазу или же напротив — способными бросить вызов душевому равновесию — обязательное слагаемое успеха подлинного творца.
"Семейство
"Семейство
"Портрет женщины в розовом платье"
"Портрет женщины в розовом платье"

Однако, есть на свете и принципиально иные характеры:

те, кто не столько ищет вдохновения вовне, сколько изначально носит в себе "вечный двигатель" созидательного (и разрушительного) начала. Такие люди черпают энергию из драмы и пафоса собственной натуры.

Для них окружающий мир — в первую очередь контрагент собственного «мятежного духа». Такие художники способны по-настоящему «раскрываться» лишь на острой грани между «прежде» и «после»; их эгос и логос оживают только в процессе глубокой личностной трансформации.

"Девушка в меховой накидке"
"Девушка в меховой накидке"

Пока большинство мастеров ищет свой уникальный взгляд на объект вдохновения, без устали ловя идеальную перспективу и ракурс, такие люди живут в интуитивном ожидании драматически острых, радикальных перемен. Поскольку в момент их кульминации душа таких творцов предстаёт идеальным «холстом» самой жизни. Всё, что требуется от них самих — осознать, прочувствовать и перенести катарсис из мира личных переживаний в наше материальное измерение. При помощи карандашей и красок, разумеется.

"Девушка в балетной пачке"
"Девушка в балетной пачке"
Именно такова героиня нашего сегодняшнего рассказа, Вера Рохлина, в девичестве — Шлезингер.

Судьба определила ей жить в эпоху грозных и бурных перемен. Как знать. не этому ли стечению культурных, исторических и социальных обстоятельств мы обязаны расцветом её творчества, пришедшимся на 20-30 годы минувшего столетия. Москвичка, выпускница прославленных художественных студий Машкова и Экстера, в конце 10-х годов 20 века она становится участницей престижнейших столичных выставок.

"Картёжники", 1919, холст, масло, 64х50.2
"Картёжники", 1919, холст, масло, 64х50.2
Кстати говоря: именно тогда на свет появляются её знаменитые «Картёжники», которым спустя двадцать лет будет суждено «уйти с молотка» на лондонском аукционе в восемь раз дороже исходной цены. Итоговая стоимость картины составила 1,9 млн фунтов.

Тонкий, обострённо-чувственный стиль, пронзительная хрупкость персонажей, «сезанновские» тона. Так бы и остаться ей, пусть отмеченной и обласканной критиками, но нераскрывшейся миру «одной из», но после получения академического образования за становление художницы словно бы «взялась» сама Её Величество Жизнь. Бурные перемены, пылкие отношения, путешествия и переезды, в конце концов приведшие её в Париж.

"Девушка в меховом пальто"
"Девушка в меховом пальто"

Развод с мужем и совершенно, абсолютно новая — как тематически, так и качественно — живописная манера. В противовес невзгодам и в угоду обретённой внутренней свободе на её полотна словно бы хлынул перламутровый свет, ожила доселе сдерживаемая женственность и страсть.

"Девушка в меховом пальто"
"Девушка в меховом пальто"
Спустя несколько лет, городов, увлечений, творческих периодов, спустя переосмысление и перерождение — перед нами словно восставший из пепла собственных юношеских работ волшебный феникс.
"Вид из окна мастерской
"Вид из окна мастерской
"Южный пейзаж"
"Южный пейзаж"
"Улочка Парижа"
"Улочка Парижа"
"Крыши Парижа"
"Крыши Парижа"

Отказ от прежней вдумчивой скромности, уход в чувственную тональность при сохранении узнаваемых элементов прежнего изящного и утончённого стиля — вот что такое «поздняя» Шлезингер-Рохлина.

"Обнаженная "
"Обнаженная "

Это синтез вдохновлённого переменами творчества с результатами обретённого неустанными трудами мастерства. Это тот самый путь, о котором мы и говорили в начале данной статьи: «пройденный от себя к себе». Ей рукоплещет взыскательная парижская публика, её единомышленники — Серебрякова и Бенуа, а впереди — последняя яркая вспышка судьбы и карьеры...

"Девушка в розовом с веером"
"Девушка в розовом с веером"

Увы, такие люди обречены быть заложниками собственного дара, «выгорая» на пике своего профессионального мастерства. Что лишний раз подтверждает правильность нашей догадки об истинной природе их дара: жгучего и неизбывного.

В начале 2000 годов родной город воздал ей должное: московская выставка «Женщины Монпарнаса» вернула интерес отечественных ценителей живописи к её работам, подарив — пусть и с опозданием —заслуженное признание и множество новых преданных поклонников. Поклонников «девушки-феникса» от мира живописи, оставившей на «звёздном» небосклоне живописцев XX века короткий, но яркий росчерк таланта — метеора.

"Портрет девушки"
"Портрет девушки"

🎯 Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи.

Предлагаем для обсуждения статьи:

Художники о мифах: как «познакомились» три легендарных русских богатыря?

Художник Зинаида Серебрякова: прима русской живописи

Художник Жан-Леон Жером: мраморный поцелуй Пигмалиона