Источник вдохновения — всегда важная, но как правило тривиальная тема для живописца.
Cкромные авторы статей об искусстве, мы и сами воодушевляемся по большей части «классикой». То есть «каноничным» фатализмом морской безбрежности; мистикой звёзд, струящих серебристый свет навстречу зареву ночного города; или мило вздёрнутым носиком обворожительного женского профиля. И подавляющее большинство художников признаются, что «заряжаются» творческой энергией из этих же источников.
Общение с явлениями и экзистенциями, приятными глазу или же напротив — способными бросить вызов душевому равновесию — обязательное слагаемое успеха подлинного творца.
Однако, есть на свете и принципиально иные характеры:
те, кто не столько ищет вдохновения вовне, сколько изначально носит в себе "вечный двигатель" созидательного (и разрушительного) начала. Такие люди черпают энергию из драмы и пафоса собственной натуры.
Для них окружающий мир — в первую очередь контрагент собственного «мятежного духа». Такие художники способны по-настоящему «раскрываться» лишь на острой грани между «прежде» и «после»; их эгос и логос оживают только в процессе глубокой личностной трансформации.
Пока большинство мастеров ищет свой уникальный взгляд на объект вдохновения, без устали ловя идеальную перспективу и ракурс, такие люди живут в интуитивном ожидании драматически острых, радикальных перемен. Поскольку в момент их кульминации душа таких творцов предстаёт идеальным «холстом» самой жизни. Всё, что требуется от них самих — осознать, прочувствовать и перенести катарсис из мира личных переживаний в наше материальное измерение. При помощи карандашей и красок, разумеется.
Именно такова героиня нашего сегодняшнего рассказа, Вера Рохлина, в девичестве — Шлезингер.
Судьба определила ей жить в эпоху грозных и бурных перемен. Как знать. не этому ли стечению культурных, исторических и социальных обстоятельств мы обязаны расцветом её творчества, пришедшимся на 20-30 годы минувшего столетия. Москвичка, выпускница прославленных художественных студий Машкова и Экстера, в конце 10-х годов 20 века она становится участницей престижнейших столичных выставок.
Кстати говоря: именно тогда на свет появляются её знаменитые «Картёжники», которым спустя двадцать лет будет суждено «уйти с молотка» на лондонском аукционе в восемь раз дороже исходной цены. Итоговая стоимость картины составила 1,9 млн фунтов.
Тонкий, обострённо-чувственный стиль, пронзительная хрупкость персонажей, «сезанновские» тона. Так бы и остаться ей, пусть отмеченной и обласканной критиками, но нераскрывшейся миру «одной из», но после получения академического образования за становление художницы словно бы «взялась» сама Её Величество Жизнь. Бурные перемены, пылкие отношения, путешествия и переезды, в конце концов приведшие её в Париж.
Развод с мужем и совершенно, абсолютно новая — как тематически, так и качественно — живописная манера. В противовес невзгодам и в угоду обретённой внутренней свободе на её полотна словно бы хлынул перламутровый свет, ожила доселе сдерживаемая женственность и страсть.
Спустя несколько лет, городов, увлечений, творческих периодов, спустя переосмысление и перерождение — перед нами словно восставший из пепла собственных юношеских работ волшебный феникс.
Отказ от прежней вдумчивой скромности, уход в чувственную тональность при сохранении узнаваемых элементов прежнего изящного и утончённого стиля — вот что такое «поздняя» Шлезингер-Рохлина.
Это синтез вдохновлённого переменами творчества с результатами обретённого неустанными трудами мастерства. Это тот самый путь, о котором мы и говорили в начале данной статьи: «пройденный от себя к себе». Ей рукоплещет взыскательная парижская публика, её единомышленники — Серебрякова и Бенуа, а впереди — последняя яркая вспышка судьбы и карьеры...
Увы, такие люди обречены быть заложниками собственного дара, «выгорая» на пике своего профессионального мастерства. Что лишний раз подтверждает правильность нашей догадки об истинной природе их дара: жгучего и неизбывного.
В начале 2000 годов родной город воздал ей должное: московская выставка «Женщины Монпарнаса» вернула интерес отечественных ценителей живописи к её работам, подарив — пусть и с опозданием —заслуженное признание и множество новых преданных поклонников. Поклонников «девушки-феникса» от мира живописи, оставившей на «звёздном» небосклоне живописцев XX века короткий, но яркий росчерк таланта — метеора.
🎯 Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи.
Предлагаем для обсуждения статьи: