На берегу
Предваряет сплав тщательная подготовка к путешествию, точный расчет маршрута и провизии, проверка снаряжения, тренировка команды, в том числе в гребле, спасательных работах и технике оказания первой помощи на воде. Провизия считается по калориям, каждый грамм на счету, ведь учитывая снаряжение, вес рюкзаков достигает 60-70 килограмм. Пешие туристы, встречающиеся на пути, молча крутят пальцем у виска.
Катамаран — два надувных поплавка, обтянутых прочной плетеной «шкурой» из ПВХ, скрепленных между собой деревянной или металлической рамой и оборудованных посадочными местами, позволяющими гребцам жестко фиксироваться на судне, в позиции на коленях, распираясь ногами между фиксирующими стропами и рамой. Такая посадка позволяет «выстегнуться» в случае оверкиля — опрокидывания судна вверх дном.
Навигация по реке осуществляется по описаниям и лоции, неточность описания грозит большими неприятностями, ведь «зачалиться» перед препятствием бывает не так просто. В процессе сплава провизию и снаряжение закрепляют на раме катамарана, отчего снижается его управляемость. Пороги же проходят на пустых суднах, предварительно обнеся вещи и выставив страхующую группу. Сплав — спорт зрелый, ошибка на реке чревата смертью и вопросы безопасности не игнорирует никто. Слишком много табличек висит над порогами алтайских рек.
Горячие головы
Однако, как в любом экстремальном спорте, в катамаранном сплаве есть свои горячие головы, свои герои и трагедии. Коварство и мощь рек, низкие температуры, изолированность от внешнего мира (зачастую единственный способ выбраться с реки — доплыть до конца маршрута) делают сплав одним из самых опасных видов экстремального спорта. Пример тому трагедия на китайской реке Юрункаш в 2007 году, в результате которой погибли четыре человека, в том числе отец и сын Черники, участники одной из самых опытных команд в экспедиционном сплаве. Или рассказы о другой известной команде, берущей провизии из расчета вернуться со сплава без одного.
Чего таить — похоже, что катамаранный сплав отживает свое. Походная романтика не популярна, академические турклубы закрываются, последние поколения институтской интеллигенции старой школы безвозвратно стареют, теряя походное снаряжение где-то в глубине антресоль. Редкие молодые команды, приходящие на белую воду, довольно быстро распадаются: часть сходит на берег, увлеченные пересаживаются в каяк. В век клипового сознания на первый план выходит более «насыщенный» каякинг, оставляя вдумчивый и медитативный катамаранный сплав позади.