На аэродроме Дягилево в Рязанской области базируется 43-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава Дальней авиации. Основные самолеты, на которых здесь учатся — стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-22М3. Тут же базируется 203-й ОГАП СЗ (отдельный гвардейский авиаполк самолётов-заправщиков), имеющий на вооружении самолёты-заправщики Ил-78.
Я понаблюдал за полетами самолетов, в этом рассказе про Ил-78. Подъезжаем к месту наблюдения. Перед нами стоянка самолетов. Их здесь много.
Ил-78 готовится к взлету
С другой стороны моют Ту-22М3. Про них расскажу отдельно, подписывайтесь, чтобы не пропустить
В этот день летали Ту-95, Ту-22М3 и Ил-78. У каждого свои задачи. В очередь на взлет становится Ил-78.
Ил-78 — самолет-заправщик, созданный на базе Ил-76МД. На самолете установлена система дозаправки в воздухе типа «шланг-конус».
Всего на Ил-78 расположены три унифицированных подвесных агрегата заправки (УПАЗ). Их можно увидеть сбоку от двигателей, они похожи на ракеты, еще один установлен на корме.
В фюзеляже самолета установлены баки для горючего, которые объединены в единую систему с основными баками, находящимися в крыле. Масса топлива, которую может взять Ил-76 — до 118 тонн. При необходимости баки можно демонтировать и использовать самолет как военно-транспортный.
В кормовой части на месте стрелковой установки находится оборудованное место оператора заправки.
Также есть модификация Ил-78М, которая отличается усиленным шасси и дополнительным фюзеляжным баком. Этот самолет может брать на 8 тонн топлива больше, но он не переооборудуется в транспортный.
Благодаря огромному запасу топлива Ил-78 может совершать полеты до 10000 км. На такие расстояние приходится отправляться, если нужно обеспечить работу авиации в других регионах. Например, одна из точек, где могут размещаться Ил-76 — аэродром Угольный на Чукотке.
Из особенностей полетов военных Ил-78 отмечу, что они очень быстро отрываются от земли. Видимо, летчиков учат взлетать с коротких полос. Также самолеты резче заходят на посадку.
Тут уместно рассказать про «афганский заход». Этот прием впервые применили советские пилоты в Афганистане, чтобы уменьшить вероятность поражения самолета при посадке. Суть: заход со снижением с противоположной стороны, далее с резким креном и разворотом посадка на ВПП. Видео нашел на ютубе:
А вот посадка «по-афгански», по-моему, как раз в Дягилево:
Неожиданно для меня на аэродроме появляется иностранный гость — Ил-78 алжирских ВВС. Только на фотографии обратил внимание, что у него демонтированы агрегаты заправки.
Помимо Алжира за рубежом Ил-78 эксплуатируются в Индии, Китае, Пакистане. Была еще история с покупкой Соединенными Штатами двух Ил-78 у Украины. Про их судьбу сейчас не знаю, но еще в прошлом году украинские компании судились по этому поводу.
В общем, пилоты тренируются. Мне было очень интересно понаблюдать за процессом, благо взлетов и посадок было много.
Если пост понравился, жмите палец вверх 👍! Буду признателен, если поделитесь с друзьями ссылкой на него в соцсетях.
Подписывайтесь на канал ЖЖитель: путешествия и авиация и заходите почаще!