"Картинки с выставки" - уникальная, фантазийная, не имеющая аналогов в истории мировой музыки фортепианная сюита, написанная Модестом Мусоргским летом 1870 года. Появление "Картинок" - результат короткой - всего 3 года, но очень теплой дружбы, и последующего потрясения от внезапной смерти товарища и единомышленника.
В конце 1970 года В.В.Стасов, идейный вдохновитель "Могучей кучки", на одном из собраний музыкантов, знакомит молодого Мусоргского с 36-летним талантливым русским архитектором французского происхождения Виктором Гартманом. Между гениальным Мусоргским и фонтанирующим талантами Гартманом сразу же установились дружеские и уважительные отношения. Их объединила тяга к национальной русской культуре, оба были одержимы идеей поиска исторических корней и их воплощения в современном искусстве - музыке, живописи, архитектуре, театре.
Виктор Гартман - один из основателей псевдорусского стиля в архитектуре, блестящий рисовальщик и акварелист, театральный художник, путешественник. Ранняя и скоропостижная смерть 39-летнего Гартмана потрясла многих, а особенно Мусоргского, человека эмоционального и впечатлительного.
"Что за ужас, что за горе!.. Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая.." - писал Мусоргский об утрате друга Стасову.
Спустя чуть меньше года после смерти Виктора Гартмана В.В.Стасов организует в выставочных залах Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге памятную выставку художника, охватывающую его 15-летний творческий цикл. Выставка была впечатляющей - более 400 акварелей, графических - карандашных и перьевых - работ, эскизы декораций и костюмов к театральным постановках, архитектурные проекты.
Посетивший выставку Мусоргский был потрясен ее красотой и многообразием, не меньше, чем кончиной друга. Он восхитился идеей создания фортепианной сюиты - прогулки по выставке с акцентными остановками у особенно понравившихся работ. К первой годовщине смерти друга цикл из 10 фортепианных пьес, оригинальных, ярких, живописных, объединенных названием "Картинки с выставки", был завершен.
Но изданы пьесы были только после такой же ранней, но ожидаемой смерти Модеста Мусоргского в 1886 году.
Через несколько лет началось триумфальное шествие "Картинок" по мировым концертным площадкам, и не только в фортепианном исполнении. Многие музыканты, вдохновились оригинальными колоритными пьесами на создание оркестровых аранжировок. Всего их было 19, но самая удачная и до сих пор популярная - оркестровка Мориса Равеля 1922 года.
Очень интересна современная аранжировка для классической (испанской) гитары японского виртуоза Кадзухито Ямаситы.
Спасибо за прочтение)