Найти в Дзене
ВОСТОЧНЫЙ БУЛЬВАР

ПУЛЯ В ВИСОК КАК СПАСИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР. Колчаковец, не ставший политиком

Август 1921 года. Разгар борьбы за освобождение Приморья от японских интервентов, исход которой многим еще не ясен. Кроме вчерашнего колчаковца и несостоявшегося политика Петра Белоголового. 87 лет назад, одним из августовских вечеров, он стоял на палубе попутного морского транспорта, отправляющегося в китайский Далянь. ...Отдали трап, тяжело и натужно тронулся пароход, оставляя все дальше не успевший стать ему родным Владивосток. А с ним - нереализованные мечты в так и не реализованной жизни. Крах. Личная катастрофа. И через 9 месяцев - трагический финал.

Было у отца три сына... Такой присказкой начинаются многие русские сказки. Но вот у иркутянина Василия Андреевича Белоголового было пять сыновей и пять дочерей. Об одном из них, Петре Васильевиче, рожденном в 1886 году - мой рассказ. Надо сказать, что его отец до революции успешно занимался

предпринимательством и активно участвовал в общественной жизни города: являлся председателем Общества вспомоществования учащимся и учителям, членом городской думы, почетным попечителем местной семинарии. С падением власти Колчака и приходом красных, очевидно, чтобы спасти свою жизнь, отдал все свое состояние местному комбеду, а сам стал рядовым учителем. Но это его уже не спасло, в 1930 году большевиками он был поставлен к стенке. Точная причина его расстрела неизвестна, но иначе и быть не могло - ведь все его сыновья дрались с большевиками в годы Гражданской войны «за веру, царя и Отечество».

Петр до революции поступил в Екатеринославский горный институт, и, несмотря на молодость, снискал себе в студенческой среде авторитет заводилы и лидера, за что и был избран председателем Русского студенческого общества. Очевидно, по окончании учебного заведения его могла ждать успешная карьера организатора или политика - но вмешалась Октябрьская революция... Он еще успел получить чин офицера и несколько месяцев, вместе с остальными братьями, повоевать на фронтах Первой мировой, ну а затем - единственный и осознанный для него выбор - армия адмирала Колчака, Восточный фронт.

Дела, как известно, для белых складывались неудачно, фронт катился на восток – до тех пор, пока последние остатки Дальневосточой армии (около 30 тысяч человек) не окопались в Приморье, последнем оплоте антибольшевистских сил России, где еще не была установлена советская власть. Начальник снабжений Дальневосточной армии генерал-майор Петр Петров охарактеризовал сложившееся к тому времени положение в войсках так: «...официально это не была ни армия, ни отдельные воинские организации - это были люди, которые ищут пристанища, работы». Но эта оценка не относилась к Петру Белоговому - будучи лидером по натуре, бывший колчаковец в казарме отсиживаться не стал, а с головой окунулся в местную политическую жизнь. Как результат - в марте 1921 года, в числе 300 делегатов, он был избран участником первого и последнего в истории Приморья приморского Съезда несоциалистических сил. На этом антибольшевистком форуме впервые прозвучал призыв о возможности устройства Российского государства без социалистов и были выработаны планы по реализации этой идеи. Как планировали участники мероприятия, Приморье должно было стать национально-демократическим центром с устойчивым правовым порядком, который позволит наладить хозяйственную жизнь края и защитить национальные русские интересы. Конечной целью своей деятельности съезд провозгласил восстановление «Единой, Великой и Свободной России, в которой русскому народу будет обеспечено свободное спокойное выражение своей созидающей воли через Учредительное Собрание - единого хозяина Земли Русской».

Делегат съезда Петр Белоговый не просто с энтузиазмом поверил в светлое, в его понимании, будущее Приморья, но и на деле приступил к монтажу организационного каркаса новой власти, претворяя резолюции съезда в жизнь, которые, как он считал, давали ему возможность начать жизнь заново - и успешно в ней самореализоваться.

Но надежды эти рухнули. ДВР, как ненужная мертворожденная буферная структура, большевистским декретом была упразднена, остатки вчерашних колчаковских войск эмигрировали в китайский Харбин.

Десяткам тысяч крепких мужчин, не имевшим гражданской профессии, устроиться вдали от родины на новом месте и найти источники к существованию было очень непросто. Как это ярко показано в романе (и в одноименном фильме) Михаила Булгакова «Бег», каждый зарабатывал на жизнь чем мог, вспоминая свои вчерашние увлечения и таланты. Так, например, юрист и бывший прокурор морского суда во Владивостоке Николай Васильевич Денисов, такой же харбинский «сиделец», на хлеб зарабатывал игрой на цитре - экзотическом музыкальном инструменте.

-2

Подобными талантами Петр Белоголовый не обладал и в новой реальности себя так и не нашел. В минуту сильной душевной депрессии, 13 мая 1922 года, он пустил себе пулю в висок.

Петр оказался единственным из братьев, закончившим земной путь досрочно. Все они, также эмигранты, остались живы и скончались в преклонном возрасте, не оставив мемуаров - в Корее, США и в том же Харбине.

ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ЧИТАЙТЕ НА МОЕМ КАНАЛЕ, СДЕЛАВ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЗАКЛАДОЧКУ!