Pirelli (Пирелли) — является одним из мировых лидеров в производстве автомобильных шин и является одной из крупнейших компаний в Италии. Компания является 5-м крупнейшим производителем шин после Bridgestone , Michelin , Continental и Goodyear и ориентирована на потребительский бизнес (шины для автомобилей, мотоциклов и велосипедов).
Основанная в Милане в 1872 году Джованни Баттиста Пирелли, компания изначально специализировалась на процессах производства резины и производных, а также занималась ребризерами подводного плавания. После этого деятельность Pirelli была в основном сосредоточена на производстве шин и кабелей (для энергетики и телекоммуникаций).
С самых ранних лет Pirelli продемонстрировала готовность диверсифицировать ассортимент своей продукции, чтобы удовлетворить свое стремление к амбициозному, но контролируемому расширению. Компания начала производство изолированных телеграфных кабелей в 1879 году и в течение семи лет разработала технологию производства подводных телеграфных кабелей. В 1890 году пневматические велосипедные шины сошли с конвейера, а в 1900 году появились первые автомобильные шины.
Джованни привел в дело двух своих сыновей, и они помогли запустить новый завод по производству шин для мотоциклов, построенный в Бикокке в 1908 году. Находясь на переднем крае новых технологий, компания начала производить прорезиненные ткани уже в 1909 году.
Два основных фактора объясняли рост Pirelli в те годы, непосредственно предшествовавшие Первой Мировой войне.
Во-первых, в период между 1900 и 1914 годами в Италии усилились социальные реформы и политическая стабильность, что создало более благоприятные условия для торговли и промышленности. Компания Pirelli, которая в значительной степени воспользовалась спросом на вновь созданных предприятиях, имела хорошие возможности извлекать выгоду из этих изменений, производя устройства контроля жидкости, приводные ремни и механизмы распределения топлива.
Во-вторых, изобретение двигателя внутреннего сгорания в 1910 году сделало массовое производство автомобилей экономически выгодным. Так называемый «резиновый бум» 1911 года ознаменовал принятие материала в качестве всемирного товара и обеспечил дальнейший успех компании.
В 1924 году Луиджи Эмануэли, сотрудник компании, разработал первый коммерчески эффективный маслонаполненный кабель. Первая в мире перекрестная шина - Superflex Stella Bianca - была успешно запущена в 1927 году, и в течение двух лет в Бразилии было открыто новое производство кабельной продукции.
Это был период, когда продукция Pirelli, установленная на Ferrari и Alfa Romeos Nuvolari и Ascari, стала синонимом успеха в международных гонках Гран-при.
В 1950-х и 1960-х годах Италия переживала то же экономическое чудо, которое пережили многие европейские страны, когда послевоенная депрессия сменилась годами роста и процветания. Приток новых талантов, часто из сравнительно скромных слоев населения, заполонил устоявшуюся верхушку итальянского общества и привел к улучшению качества управления.
Pirelli установила новые рекорды для экспансии за границу, открыв еще один кабельный завод в Канаде в 1953 году, завод по производству латексной пены во Франции в 1957 году и новые шинные заводы в Греции и Турции в 1960 году.
Компания укрепила свои позиции в Южной Америке и Австралии, когда в 1968 году она открыла новые производственные мощности в Перу, а в 1975 году - в Австралии. В 1960-х годах Pirelli также участвовала в создании нескольких заводов под ключ для поставок шин для восточноевропейских компаний.
Нефтяной кризис 1970-х годов привел к изменению отношения к роли легкового автомобиля. Продажи новых автомобилей упали, так как цены на бензин взлетели, и, как следствие, мировой спрос на шины резко упал.
В 1974 году компания Pirelli изобрела «широкую радиальную шину», по просьбе команды раллийных гонок Lancia. Она была достаточно прочной, чтобы выдержать мощность новой Lancia Stratos. В то время гоночные шины представляли собой либо гладкие шины, изготовленные с использованием техники поперечного сгиба (очень широкие шины с уменьшенной высотой боковины), либо радиальные шины , которые были слишком узкими, чтобы выдерживать силу Stratos, и не обеспечивали достаточного сцепления.
Оба были непригодны для Lancia Stratos, так как радиальные были разрушены в пределах 10 км, а слики слишком жесткие. Lancia попросила Pirelli найти решение, и в 1975 году Pirelli создала широкую шину с уменьшенной высотой боковины, как гладкая, но с радиальной структурой. Впоследствии Porsche начал использовать те же шины с Porsche 911 Turbo.
Шины Pirelli широко используются в авто- и мотоспорте. С 2011 компания является единственным официальным поставщиком шин чемпионата мира в классе Формула-1 и Формула-2.