В кратком комментарии к предыдущей главе Исаии мы видели пророчество о ребенке, который родится от девы. Помимо того, что это – великое пророчество о чудесном зачатии и рождении Иисуса Христа (об этом смотрите в моем ежедневном цикле на ютюбе по Новому Завету), оно также хорошо иллюстрирует, как работает библейское пророчество. Это не сложно - усвойте это раз и навсегда, и вам будет легче и интереснее читать Библию. А читать ее очень стоит.
Дело в том, что почти каждое пророчество в Библии имеют два исполнения: малое (непосредственное) и большое (отдаленное). Как моделька, и настоящий автомобиль.
Непосредственное (или частичное, историческое) исполнение этого пророчества о рождении от девы мы находим в этой 8-ой главе, в 3-м стихе. Жена Исаии, пророчица, которая была на время этого пророчества еще девственницей, обрученной Исаии, рождает сына. Конечно, ребенок получает имя отличное от имени «Эммануил», и он не является ребенком мира. "Спешит грабеж, ускоряет добыча" - вот имя первого ребенка. Но и это имя - исполнение пророчества об Эммануиле - Бог с нами. Потому что когда Бог с нами, а мы не с Ним, то знаете что происходит? Верно! "Спешит грабеж, ускоряет добыча". Посмотрите на 1917, на 1990, на 2019... Лучше уж не говорить "С нами Бог!", если мы не с Ним. Легче теперь и на Суде - легче.
Написано N-ое количество книг и статей относительно этой пророческой аналогии. Я сам, кстати, работаю над учебником по библейской типологии - думаю, будет прекрасное подспорье каждому, изучающему Библию. Я уже начал делиться популярными материалами по этой теме на своей страничке Bibleblog.ru. Кому-то это скучно - от незнания, мне - захватывающе. Но хватит об этом.
Заказать книгу можно в группе VK
Но что действительно важно и в самом деле очевидно (и я еще раз прошу вас усвоить этот простой принцип), так это то, что пророчество имеет одно местное, ограниченное, узкое соответствующее историческое исполнение, и другое – великое исполнение в Иисусе Христа. И таковы практически все пророчества, кроме подчеркнуто местных, специфических. Если вы это усвоили, то вы уже - настоящий студент Открытой семинарии.
По всей видимости, ребенок, о котором идет речь, сын пророка Исаии (да, у пророка были жена, дети, он не жил в лесу), родился около 722 г. (по некоторым данным - 733 до н.э.), как раз в то время, когда Ассирия вторглась в северное Израильское царство и разрушила его. Отсюда и такое грозное, пророческое имя ребенка.
Израиль, или Ефрем, не был полностью уничтожен - он был взят в плен и потерян до последнего времени. Почему? Я уже говорил выше, что лучше не говорить "С нами Бог!" и быть не с Богом. А таково, к сожалению, было (да и есть) состояние Ефрема. Поэтому Бог на время расторг Завет с Ефремом, отпустив его в язычество. Исаия еще не раз вернется к этой теме.
Но отпустил Бог Ефрема тогда не на всегда. Он отпустил, зная, что в конце времен Ефрем сам к Богу прибежит. Что-то назреет в нем, где-то его трясанет, где-то Бог научит - и придет Ефрем к Богу. Так вот, с этого времени, с 722-го года да н.э. Библия начинает говорить об Израиле и Ефреме как об особом Божьем народе, который сокрыт от глаз, и которому в конце времени и будет передано Царство. Бог накажет Ефрема, как и говорил, но Остаток последних дней будет особо прославлен.
Таким образом, перед нами глава за главой разворачивается великий замысел Божий, непостижимый человеку, но все же явленный в Слове. Бог, как великий Писатель, пишущий Книгу Истории, сообщает через пророков, через Исаию, что в последние дни истинный Израиль (христиане всех национальностей) и Ефрем (Россия) не будут уничтожены, а будут прославлены Богом - за то, что пришли к Нему, когда все от Него ушли. И Остаток этот, чистые, Божие люди, жившие по Совести, будет прославлять Бога. А не воевать друг с другом. "Перекуют мечи на орала!" восклицает Исаия уже во второй главе. Для него эти события были события отдаленного, бесконечно отдаленного будущего. Для нас - это самое ближайшее будущее.
И опять же, происходящее с Ефремом в последние дни, также будет происходить ради безопасности Иерусалима - города, предавшего Бога. Однако, на этот раз, Ефрем не уводится в плен, а возвращен, наконец, из плена - из плена греха. Наконец, в последние дни, перед Богом будет такой народ, которого Бог всегда хотел. Это - ты, и я, и мы с тобой, если не возражаете.
Ефрем, согласно пророчествам Исаии, будет использован в качестве инструмента для обращения Иуды, то бишь, спасения, обращения ко Христу. Важно отметить эти пророческие нюансы. Они повторяются от главы к главе, от пророка к пророку. Но кто читает? Кто вникает?
Восьмая глава Исаии также содержит важное упоминание о «водах реки» (ст. 7), которые представляют собою могущество Царя Северного (на то время речь шла об Ассирии, которая была царем северным). В ней также говорится о том, что множество людей будут плести интриги против Иерусалима и даже нападать на него, но все же окончательная и наибольшая скорбь будет навлечена на Иерусалим и его жителей тем, кого они считают своим другом, тем, кто ими же и был приглашен, чтобы сражаться с их братом Ефремом. Именно этот «друг», Царь Северный, «...пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется...» (ст. 8). То есть, будет для нее - как сокрушающий потом.
Это та же самая картина, которая описывает окончательную, направленную на разрушение, деятельность Царя Северного в городе Иерусалиме, как мы об этом читаем в 11 главе книги пророка Даниила, в частности, в заключительной ее части, стихи с 40 по 45.
«… нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают...» (Дан.11:40-41). Но "придет к своему концу". Сопоставив с Откровением 16:12, где говорится о высыхании некогда многоводной реки, мы понимаем, что речь идет о потере могущества Царем Северным или, говоря словами пророка Даниила, «придет к своему концу» (11:45).
Стих 12 напоминает нам, что все это было предречено, и нет нужды сетовать якобы на «заговор». Если изучать Библию - то происходящее в мире не будет для нас случайностью, неожиданностью. Бог не желает оставить нас во тьме относительно конечного исхода этого "заговора". Это было явлено, даже представлено Им по порядку для того, чтобы люди поверили. Но не читают, не думают, и не верят.
Обратите внимание, что Исаия обращается здесь к «обоим домам Израиля» (ст. 14). Да, именно в это время, во время потрясения, Иуда встречается со своими христианским братом Ефремом, и рыдает в покаянии. Но для того, чтобы это произошло, и Ефрему, и Иуде - обоим предстоит пережить бедственные времена. И поскольку Иерусалим отвергает Иисуса Христа, отказывается воздать славу своему истинному Царю, но предпочитает опираться на политическую и военную мощь Царя Северного, то и Иерусалим, вместе с Царем северным, «...преткнется и упадет, и разобьётся...» (ст. 15).
Заканчивается глава призывом не поддаваться обману лжепророков - особенно в отношении апокалиптических событий — а обращаться к Библии, то есть «к закону и откровению» (ст. 20). Чем мы с вами и занимаемся. И для нас будет что-то доброе, потому что главу эту Исаия заканчивает такими словами:
"Но не всегда будет мрак там, где теперь он огустел".
_______
Понравилась статья? Не пожалейте сил нажать "палец вверх", поделиться статьёй с друзьями или прокомментировать!
А чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.