Убийством героя можно безнадежно испортить всю книгу. Как избежать ошибок и сделать гибель персонажей не напрасной?
5 уважительных причин убийства героя
Хоронить своего персонажа без веской причины – сомнительная затея. Часто авторы таким путем пытаются добавить пустой и скучной истории драматизма или шокировать читателя невыносимой жестокостью. Не надейтесь – лишние смерти провальную книгу не спасут.
Итак, какие причины убийства важных персонажей можно считать вескими:
- Это событие помогает развитию сюжета. Оно либо становится триггером, либо устраняет персонажа, который мешает продвижению истории вперед.
- Смерть персонажа дает мотивацию и оказывает большое влияние на решения и поведения других героев, иногда радикально меняет их.
- Гибель героев необходима для обеспечения реализма всей истории. Если в романе герои постоянно окружены опасностью, но всегда остаются неуязвимыми, это выглядит неправдоподобно.
- Персонаж исчерпал себя и реализовал свою большую жизненную цель.
- Трагическая гибель – неизбежный исход для героя. Например, это может быть справедливо для человека озлобленного и мстительного, готового рисковать всем ради возмездия.
Как выбрать удачный момент?
Подходящий момент для трагичной сцены может прямо вытекать из причин устранения героя:
- персонаж только что выполнил цель, которую автор для него определил, но просто бросить его нельзя. Пора мочить;
- герой больше не может принести пользу и оказать бОльшее эмоциональное воздействие на читателя, чем если его убить прямо сейчас;
- автор подошел к моменту, когда он уже не видит других путей продолжения истории или развития протагониста. Сюжет оказался в тупике, и вывести из него может только убийство выбранного смертника;
- писатель познакомил читателя с миром своей книги и ее персонажами. Теперь нужно задать правильное настроение – сообщить, что все герои находятся в реальной опасности. Только убийство значимого персонажа заставит читателя поверить в это.
Торопиться с первой кровью тоже не стоит. Гибель персонажа, который не успел полюбиться читателям, окажется бессмысленной. Ее не заметят. Она не окажется эмоционального воздействия. Ее нельзя использовать в качестве толчка для развития сюжета или протагониста.
Отсюда, кстати, вытекает одна грубая ошибка авторов – введение в историю персонажа лишь ради того, чтобы потом прикончить его в нужный момент. Такие герои, что называется, не вызывают привыкания. Читатель прощается с ними без слез, а книга от их присутствия становится только хуже.
Как это сделать?
Самые неудачные решения при выборе способа убийства героя – это откровенная глупость персонажа или случайность. Бывают исключения, но в большинстве случаев такая смерть вызовет скорее насмешку, чем сострадание.
Ведите героя на эшафот постепенно и осмысленно. Используйте его слабости. Сделайте смерть вероятным исходом целой цепи событий и решений. Поставьте персонажа в опасную ситуацию и заставьте читателя нервничать и сомневаться прежде, чем преподнести ему печальный исход.
Подумайте, какие эмоции вы хотите вызвать, помимо грусти и жалости: страх, гнев, ненависть, негодование. Спровоцировать нужные эмоциональные состояния помогут как способ гибели героя, так и мотивы убийцы, а также обстановка, в которой происходит это событие.
Попробуйте сделать не только сам факт смерти персонажа, но и способ ее осуществления значимым для дальнейшего развития сюжета. Например, неоправданная жестокость казни может повергнуть сподвижников злодея в шок и посеять зерна сомнений и предательства в их рядах.
Чувство утраты
Глубокое переживание читателем смерти персонажа тесно связано с ощущением потери. Добиться этого чувства можно путем соблюдения нескольких условий:
- надо дать читателю время и возможность узнать и полюбить героя, зауважать его, проникнуться сочувствием его идеалам и целям. Для этого полезно часть истории рассказывать с точки зрения этого персонажа;
- у героя должны быть тесные связи с другим действующими лицами и хотя бы кажущийся потенциал для продолжения его личной истории, даже если на самом деле он стал лишним в книге;
- нужно показать тяжесть утраты через реакцию остальных героев. Заодно вы дадите читателю время оплакать почившего любимца.
Читайте другие статьи для начинающих писателей и не только: