Найти тему
DreamClass

Как убить своего героя? Подсказки для безжалостного писателя

Оглавление

Убийством героя можно безнадежно испортить всю книгу. Как избежать ошибок и сделать гибель персонажей не напрасной?

Каждому писателю приходится примерять костюм Костлявой с косой
Каждому писателю приходится примерять костюм Костлявой с косой

5 уважительных причин убийства героя

Хоронить своего персонажа без веской причины – сомнительная затея. Часто авторы таким путем пытаются добавить пустой и скучной истории драматизма или шокировать читателя невыносимой жестокостью. Не надейтесь – лишние смерти провальную книгу не спасут.

Итак, какие причины убийства важных персонажей можно считать вескими:

  • Это событие помогает развитию сюжета. Оно либо становится триггером, либо устраняет персонажа, который мешает продвижению истории вперед.
  • Смерть персонажа дает мотивацию и оказывает большое влияние на решения и поведения других героев, иногда радикально меняет их.
  • Гибель героев необходима для обеспечения реализма всей истории. Если в романе герои постоянно окружены опасностью, но всегда остаются неуязвимыми, это выглядит неправдоподобно.
  • Персонаж исчерпал себя и реализовал свою большую жизненную цель.
  • Трагическая гибель – неизбежный исход для героя. Например, это может быть справедливо для человека озлобленного и мстительного, готового рисковать всем ради возмездия.

Как выбрать удачный момент?

Порой выбрать удачный момент для гибели героя не легче, чем сделать классное фото
Порой выбрать удачный момент для гибели героя не легче, чем сделать классное фото

Подходящий момент для трагичной сцены может прямо вытекать из причин устранения героя:

  • персонаж только что выполнил цель, которую автор для него определил, но просто бросить его нельзя. Пора мочить;
  • герой больше не может принести пользу и оказать бОльшее эмоциональное воздействие на читателя, чем если его убить прямо сейчас;
  • автор подошел к моменту, когда он уже не видит других путей продолжения истории или развития протагониста. Сюжет оказался в тупике, и вывести из него может только убийство выбранного смертника;
  • писатель познакомил читателя с миром своей книги и ее персонажами. Теперь нужно задать правильное настроение – сообщить, что все герои находятся в реальной опасности. Только убийство значимого персонажа заставит читателя поверить в это.

Торопиться с первой кровью тоже не стоит. Гибель персонажа, который не успел полюбиться читателям, окажется бессмысленной. Ее не заметят. Она не окажется эмоционального воздействия. Ее нельзя использовать в качестве толчка для развития сюжета или протагониста.

Отсюда, кстати, вытекает одна грубая ошибка авторов – введение в историю персонажа лишь ради того, чтобы потом прикончить его в нужный момент. Такие герои, что называется, не вызывают привыкания. Читатель прощается с ними без слез, а книга от их присутствия становится только хуже.

Как это сделать?

Самые неудачные решения при выборе способа убийства героя – это откровенная глупость персонажа или случайность. Бывают исключения, но в большинстве случаев такая смерть вызовет скорее насмешку, чем сострадание.

Только не убивайте героя во время погони за крутым селфи. Вот уж точно глупая смерть
Только не убивайте героя во время погони за крутым селфи. Вот уж точно глупая смерть

Ведите героя на эшафот постепенно и осмысленно. Используйте его слабости. Сделайте смерть вероятным исходом целой цепи событий и решений. Поставьте персонажа в опасную ситуацию и заставьте читателя нервничать и сомневаться прежде, чем преподнести ему печальный исход.

Подумайте, какие эмоции вы хотите вызвать, помимо грусти и жалости: страх, гнев, ненависть, негодование. Спровоцировать нужные эмоциональные состояния помогут как способ гибели героя, так и мотивы убийцы, а также обстановка, в которой происходит это событие.

Попробуйте сделать не только сам факт смерти персонажа, но и способ ее осуществления значимым для дальнейшего развития сюжета. Например, неоправданная жестокость казни может повергнуть сподвижников злодея в шок и посеять зерна сомнений и предательства в их рядах.

Чувство утраты

Глубокое переживание читателем смерти персонажа тесно связано с ощущением потери. Добиться этого чувства можно путем соблюдения нескольких условий:

  • надо дать читателю время и возможность узнать и полюбить героя, зауважать его, проникнуться сочувствием его идеалам и целям. Для этого полезно часть истории рассказывать с точки зрения этого персонажа;
  • у героя должны быть тесные связи с другим действующими лицами и хотя бы кажущийся потенциал для продолжения его личной истории, даже если на самом деле он стал лишним в книге;
  • нужно показать тяжесть утраты через реакцию остальных героев. Заодно вы дадите читателю время оплакать почившего любимца.

Читайте другие статьи для начинающих писателей и не только: