Российская Федерация входит в список стран с самыми большими запасами углеводородов в мире, и здесь впору отнести всех нас к счастливчикам, которые получили шикарную возможность жить исключительно с экспорта сырья в другие страны. Однако простейшего сравнения с другими «счастливчиками», например, проживающими в районе Персидского залива, оказывается достаточно, чтобы понять, насколько же России не повезло с нефтью и газом.
Посудите сами: на пустынных плато Саудовской Аравии или Ирака достаточно прокопать песок на несколько сотен, а то и десятков метров, после чего останется лишь доставить к месту добычи всю нехитрую инфраструктуру в виде насосов и пустой тары, привезя ее через пустыню на обычных грузовиках или внедорожниках. Это сильно контрастирует с теми условиями, в которых приходится работать российским нефтяникам, осваивающим богатые углеводородами сибирские болота или, того хуже, территории Крайнего Севера.
Чтобы пробурить в болоте скважину и организовать добычу «черного золота» вместе с его вывозом нашим специалистам приходится проводить поистине глобальную подготовку. Сначала на таких месторождениях вырубается и вывозится лес, после – участок добычи осушается и отсыпается песком, с помощью которого создается ровная площадка для установки буровой вышки. Параллельно к месту добычи прокладываются коммуникации и дороги, по которым везут оборудование, нефтетанки, стройматериалы для строительства временного жилья рабочих и мн. др.
Одна такая песчаная площадка называется «кустом», а поскольку для каждой скважины сооружать свой отдельный «куст» слишком накладно, нашим буровикам приходится работать с несколькими скважинами, находясь на одной площадке. Делать это удается только одним способом: выполняя бурение не вертикально, а под наклоном! К такой же технологии наклонно-направленного бурения приходится прибегать, если нефтяное месторождение находится под городом. Нефтяники просто располагают свои мощности за пределами населенного пункта и запускают буры вглубь толщи земли по диагонали.
Не меньше дополнительных сложностей создает добыча углеводородов в условиях сильных отрицательных температур, где к месту добычи нередко приходится добираться через непроходимую тайгу или скованные льдами моря. Так повезло ли нам с нефтью, которую, как и рыбку, не вытащишь «из пруда без труда»?