Этот путь, начинается в одном из старейших городов Сибири - Бийске, являющемся как бы "воротами" в Горный Алтай. В Бийске часто останавливались многие видные деятели русской науки. Так, в 1752 году некоторое время здесь был в служебной командировке И. Ползунов - создатель первого в мире теплового двигателя. В 40-х годах XIX века через Бийск проезжал известный русский натуралист и путешественник Григорий Силыч Карелин. Затем известные исследователи Алтая А.А. Бунге, П.И. Шангин, Ф.А. Геблер, Г.Н. Гельмерсен, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, В.В. Радлов, Д.А. Клеменц, П.А. Чихачев, В.В. Сапожников, С.П. Швецов, Г.И. Спасский, В.И. Верещагин, СИ. и Н.С. Гуляевы, Н.К Рерих, В.В Бианки.
Огромное количество археологических памятников, а именно: наскальных рисунков (петроглифов), каменных изваяний (балбалов), курганов, вдоль всего Чуйского тракта говорит о том, что места эти обитаемы издавна, что их природные богатства были привлекательны для различных народов и в разные времена. Примерно до середины XIX века русские купцы не ездили вглубь Алтая, только до г. Красной, где и ставили свои палатки. Появились первые избушки на реке Чуе, которые построили русские купцы в местечке, которое теленгиты называли Кожо - Агачем. Пионерами этой торговли были бийский купец Хабаров и житель Змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские купцы Мальцев, Кузнецовы, Шебалины, Гилевы и змеиногорские торговцы Просековы. В середине XIX в. у реки Бураты начинает действовать ярмарка, ставшая впоследствии известная даже в Монголии и Китае. Здесь проходило три ярмарки. Первая - в начале июня под названием "Черю - Кельды" (войско пришло), вторая ярмарка под названием "Калан" (Продажа в долг), третья по счету ярмарка "Шаланга" (Рождественская) проходила в декабре. Самым главным товаром вывозившимся с Чуи русскими купцами были шкурки сурка, которые пользовались большим спросом на рынках Европейской России и за границей. На ярмарках в "Бураты" русские ставили белые палатки а монголы голубые. Если раньше посредниками были двоеданцы - теленгиты, то теперь, главным образом, являлись монгольские и китайские солдаты и офицеры, которые развозили товары по всей западной Монголии. Солдаты и офицеры постепенно вытесняются монгольскими и китайскими купцами. Центр торговли надолго переходит в урочище Кош-Агач, где появляются первые избы, служащие складами и жилой дом купца Гилева.
Такое положение дел не могло быть по нраву русским торговым людям, и они начинают ходатайствовать перед китайскими чиновниками о разрешении им свободной торговли в северных районах Китая, что было удовлетворено в 1865 году. Русским купцам разрешили посещать с караванами г. Кобдо и беспрепятственно заниматься торговлей. В 1865 г. среди бийских купцов начался сбор денежных средств для проведения работ по улучшению Чуйской торговой тропы. Чуйский торговый путь в это время представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом.
Особенно тяжел был участок от Онгудая до Кош-Агача, где на протяжении 250 верст товары могли перевозиться только вьючным способом. На Чуйских бомах есть место, где вьючные и верховые лошади проходят по скале, отвесно упадающей к реке. Пробираясь по каменистой неровной тропинке, лошади прыгают с камня на камень иногда ударяясь боком о скалу, поднимающуюся вверх от тропинки. Только особая предприимчивость и желание получить хорошую прибыль на небольшой капитал побуждает торговцев предпринимать поездку на Чую по существующим ныне путям. Используя архивные документы исследовательских работ по Алтаю В.И. Верещагина, В.В. Сапожникова, С.П. Швецова, И.И. Биля на конец XIX века ясно вырисовывается картина прохождения древнего пути. Несмотря на очень трудные условия перевозки, сопряженные с большой опасностью, медлительностью и дороговизной доставки товаров, Чуйский торговый тракт занимал видное место в русско-китайской и русско-монгольской торговле. В 1891 году 11 июля в Онгудае учреждена таможня. Со дня ее существования по 18 декабря 1897 года по Чуйскому тракту вывезено из Монголии различных товаров 306825 пудов, ценностью 2191144 р. и отправлено 57779 пудов, ценностью 1721387р. Во второй половине 70 годов в торговых отношениях между Россией и Монголией наступил кризис и разрешить его можно только при условии снижения транспортных средств, а значит за счет строительства полного колесного пути - Чуйского тракта. Самые первые предварительные обследования Чуйского пути, проведены в 1868 году чиновником для особых поручений министерства финансов советником Яцевичем и в том же году бийским окружным исправником Замятиным. В первой половине 80-х годов изыскательские работы на Чуйском тракте проводились техником А.И. Брещенским, которые составили минимальную (75 тыс. р.) и максимальную (предполагалось проложить не только колесный путь, но и построить 16 постоялых дворов для отдыха и смены лошадей) сметы строительства. В 1892г. на Алтай был командирован учитель реального училища Ивачев, который составил поверхностное описание пути, определив стоимость его исправления в 148565 руб. Кроме этого, существовали и другие проекты, однако....
Продолжение истории Чуйского тракта читайте здесь