Найти тему
МОСГОРТУР. Музеи

Экспонат дня: портрет Анны Шереметевой

Портрет графини Анны Петровны Шереметевой. Из коллекции Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени. Автор И. Аргунов
Портрет графини Анны Петровны Шереметевой. Из коллекции Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени. Автор И. Аргунов

Мы уже рассказывали про историю любви графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Род Шереметевых пережил в XVIII веке и другую роковую страсть. Героиней стала старшая сестра Николая Петровича Анна, дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской.

В 14 лет Анна стала фрейлиной императрицы Елизаветы Петровны. Когда на престол взошла Екатерина II, при дворе заговорили, что завидную невесту ждет брак с одним из братьев фаворита императрицы Григория Орлова. Однако к девушке воспылал страстью другой участник заговора, принесшего корону Екатерине, — граф Никита Панин, блестящий дипломат, царедворец, воспитатель будущего императора Павла I и убежденный холостяк. Встреча с красавицей Анной заставила его пересмотреть свое отношение к браку.

Юная графиня часто составляла компанию цесаревичу Павлу Алексеевичу и своему брату Николаю. Возможно, тогда вельможный граф-воспитатель впервые заметил ее. А в начале 1768 года высший свет Петербурга уже обсуждал помолвку Шереметевой и Панина. Свадьбу назначили на май, но состояться ей было не суждено. За две недели до венчания невеста скончалась от черной оспы. Молва приписала ее смерть проискам тайной соперницы. Императрица не позволила Панину даже проститься с Анной, ведь он мог заразиться страшной болезнью, а потом заразить своего воспитанника — наследника престола. Безутешный граф так и остался холостяком, сохранив до самой смерти память о покойной.

Долгое время одна деталь портрета Шереметевой вызывала недоумение: зачем в волосах девушки, одетой по-зимнему, художник изобразил розу? И лишь после того, как полотно просветили рентгеновскими лучами, обнаружилось, что портрет задумывался как свадебный. Иван Аргунов писал молодую графиню в белом подвенечном платье, но после скоропостижной кончины был вынужден «переодеть» ее по просьбе родственников.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!