В XIX веке по Уралу проживало 100 тысяч казаков, и было на них 7 небольших храмов. А в XVIII веке казаки обходились без московских храмов - ни одного не было. Потому что старообрядцы "чужим крестом не молятся".
С целью повышения авторитета церкви и выработки единообразия в церковной службе патриарх Никон провёл в 1653-1660 годы реформу, что и явилось поводом для РАСКОЛА - отделения от русской православной церкви СТАРООБРЯДЧЕСТВА.
Вот почему с 1830 года на Урале атаманы Уральского Войска назначались только из иногородних. Из Москвы. Все не из казаков! Среди них - отец Петра Аркадьевича Столыпина, знаменитого российского реформатора. А на Дону наказное - а не выборное, как прежде! - атаманство появилось раньше, в XVIII веке. И был в этом глубокий тайный смысл, который казаки по простоте душевной не заметили.
Новым казачьим "губернаторам" вменялось ломать половецкую (тюркскую) волю-вольницу, вселять в неё русские обычаи - новую веру, язык. Москва добилась своего, подмяла - таки под себя и Дон, и Урал. Как не противился Урал, а князь Волконский доказал, что мундиры лучше национальной казачьей формы.
Казаки, негодуя, срывали с себя царские мундиры, их жесточайше пороли и одевали вновь. Некоторые казаки валились на землю: "убей, не одену". И не надевали, замерзали на снегу в чём мать родила. Такие они уральские (яицкие) ... Были!
Чтобы казаки не гутарили по-родному, по-половецки, московские товарищи открыли школы войсковые, где учили на русском языке: хочешь служить - учись. В гимназиях Новочеркасска было время, преподавание велось на кумыкском языке, потом его упразднили за ненадобностью.
А чтобы никто не молился по-старинному: по-половецки, "по-своему" - строились новообрядческие церкви, куда нагайкой загоняли казаков. Выйдя из чужой церкви, они спешили в свою казачью, - снять грех, душу очистить.
Покровителем уральских казаков стал Святой Михаил-архангел, он покровительствовал царствующим особам и предводителям. У остального казачества в особом почёте Святой Георгий-воин.
Прежде казаки уральские обращались друг к другу: "Эй, Горыныч, чего загрустил?" В русских народных сказках самый гадкий, самый отвратительный герой - именно Змей-Горыныч. Так, славяне высказывали своё отношение к степнякам, бравшим их в полон, в рабство. У половцев же, наоборот, - более тёплого, родного образа, пожалуй не было. Как гласит легенда, змей считался прародителем степняка, их праотцом, поэтому он особо почитался в Степи. Горыныч - до сих пор покровитель казачьего дома.
В "Истории казачества", написанной Евграфом Петровичем Савельевым есть ответ на огнедышащего Змея-Горыныча ( его изображают в русских сказках). Оказывается, во времена монгольского нашествия при осаде русских городов "Свет-Горынычи" палили из огнестрельного оружия (которое славянам было неизвестно): "стреляли живым огнём", - потом запишет об этом летописец. Отсюда и появился страшный огнедышащий змей. Этот исторический эпизод дает ответ на ещё одну загадку - как горстка монгол сумела подчинить себе воинственных половцев.