Найти тему

Понедельник. Прихожу забирать сына из лагеря - а он читает.

Уже довольно давно я пытаюсь привить сыну любовь к чтению. Потому что читать - это интересно. Потому, что именно чтение даёт простор воображению. Сейчас, когда из всех гаджетов поступает масса визуальной информации, закладывающей уже готовые образы - это особенно важно.

Каждый вечер перед сном я читаю ему вслух. И прекращать этот вечерний ритуал не планирую. Потому что это реально классно, это нравится и сыну и мне. Это, опять же, тема про любовь, заботу и сохранение контакта. Читали так мы много разного. Это и Муми Тролли - когда он был по младше. И Гарри Поттер, которого за прошлый год мы прочитали весь. И Хоббит. А сейчас мы читаем "Властелин Колец".

По поводу Властелина я сомневался. Формально там рейтинг 12+, впрочем как и Хоббит. Хотя для меня это было очень странно. В Хоббите поступки, мысли, мотивации героев (номинально, казалось бы, взрослых), очень часто тянут в лучшем случае на старшую группу детского сада. Ну, во всяком случае, как я, не филолог и не педагог, это оцениваю.

Во Властелине - хоббиты это уже всё-таки больше подростки. И сама идея - ради чего всё делается - значительно глубже. И в той, и в той книге есть страшноватые моменты, которые, вероятно, и привели к рейтингу 12+. Я же лично для себя решил, что если базироваться на уровне мотивов и поступков главных героев - Властелин Колец вполне себе подходит для чтения 10-летнему мальчику.

Слушает он с радостью, но вот сам читать не очень-то и хотел. Я пытался придумывать разные методы мотивации, которые где-то как-то частично работали. Но всё равно - это очень сильно отличалось, например, от меня в детстве. Не помню с какого возраста, но я книжки "проглатывал" не отрываясь.

И вот приезжаю вечером забирать ребёнка из школьного лагеря, захожу во двор - и что я вижу? Дети бегают туда-сюда, а мой уткнулся в книжку. Учительницу нашу встретил - спрашиваю "Вы это видели?". Прямо прорыв, такого я не видел еще никогда.

На лето им задали прочитать шесть штук обязательных произведений, и четыре произведения на выбор из дополнительного списка. 31 мая сам список литературы у него забрала мама, где он - мы не знаем. Пока я собирался спросить у других родителей - учительница выложила список в чат. Ну и "я не тормоз, а медленный газ", наконец к 21 июня я заказал три книжки из этого списка.

Драгунский. Тайное становится явным.
Драгунский. Тайное становится явным.
Свифт. Гулливер в стране лилипутов.
Свифт. Гулливер в стране лилипутов.
Катаев. Сын полка.
Катаев. Сын полка.

Первую главу из "Тайное становится явным" он прочитал еще в пятницу, потом продолжил в субботу. А в воскресенье мы, всё-таки, пошли гулять с одноклассницей. И она сказала, что уже читает 14-ю главу Гулливера. Не знаю, что сработало, - проснулся интерес к книгам или желание "не отставать", но в понедельник он взял в лагерь две книжки, дочитал Драгунского и начал читать Гулливера. За этим занятием я его и застал.

А книжка "Тайное становится явным" им уже обещана однокласснику, который тоже ходит в лагерь. Просто потрясающе, главное теперь - "не расплескать". Уже вечером улёгся он со своим Гулливером на диване на живот. Я посмотрел - и решил что польза от того, что ребёнок читает, перевешивает потенциальный вред от чтения лёжа. Потому что еще с полгода назад, я наткнулся на статью "Принципы чтения Даниэля Пеннака". Среди всего прочего, там есть "Право читать где попало". Но, разумеется, пришла мама. Которая, увидев что ребёнок читает, - нет, не сказала какой же он молодец. Не похвалила и не поддержала. А просто стала запрещать читать лёжа. Я вот допускаю, что по аналогии с тем, что дети слово НЕ пропускают, фраза "нельзя читать лёжа" может трансформироваться в сознании ребёнка в "нельзя читать". Поэтому всегда стараюсь формировать подобные запреты в побудительной форме вместо "нельзя смотреть телевизор лёжа" - "смотри сидя пожалуйста". А в тему "нельзя читать лёжа" я решил не вмешиваться. Спорить с ней - нарываться на очередной скандал, тем более что в каком-то смысле она права. Начать давить на ребёнка - зная сына это может вылиться в брошенную в угол книгу и "я вообще не буду читать". Куда ни кинь - всюду клин. Я промолчал и ситуация разрешилась сама - жена просто ушла к себе в комнату.

На ближайшее время книжки есть. Несколько рассказов, которые я не нашел в продаже - я, видимо, скачаю на kindle и дам ему почитать в электронном виде. После чего из обязательной программы останутся только Приключения Тома Сойера. И это epic fail, потому что попытка выбрать меня поставила в тупик. Несколько десятков изданий, с разными переводами. Хочется, чтобы был хороший перевод, иллюстрации и всё-таки была в наличии буква Ё. Боюсь, что такого варианта я не найду, пока-что в сомнениях.

А в воскресенье погуляли с девочкой. В этот раз - вообще всё замечательно, корректировок не потребовалось. Один раз сын заигрался в футбол немного - так девочка пришла, сказал - "сейчас он гол забьёт и мы дальше пойдем играть". И был замечательный момент - сын начал качаться на качелях, мы с мамой девочки сидим неподалёку на скамейке, девочка к нам подошла. И вдруг он её зовет - "иди качаться". Девочка сначала подумала, что это на соседние качели, но их быстро заняли. А он сам ей качели уступил, и чтобы не заняли пацаны которые качались до него - сидел и ждал пока она подойдет. Супер.

Ну и я в очередной раз посмотрел на нормальные отношения мама-ребёнок. Девочка играет, подойдёт, обнимет маму, дальше идёт играть. Там тоже родители разведены, у мамы новый муж. Но, тем не менее, на большинстве собраний я вижу папу. Он участвует в школьной жизни больше, чем я. В квесте на окончание года играл одного из персонажей. И, как я понял, на следующий день девочка поехала к папе. Сумели же они как-то договориться...

Что же у нас за полярный пушной зверёк такой, ну как можно было маме до такого состояния довести отношения с собственным ребёнком? Риторический вопрос.

Песец в естественной среде обитания. С images.yandex.ru
Песец в естественной среде обитания. С images.yandex.ru