Вопрос не такой уж праздный. Одно из самых первых и самых известных произведений о контактах человечества и инопланетян — роман Герберта Уэллса «Война миров» рассказывает о высадившихся на Земле марсианах. Хаос, разрушения, тепловые лучи сжигают людей заживо. Зачем? Ради еды. То есть натурально — ради употребления людей в пищу. Строго говоря, с точки зрения современной фантастики «Война миров» - одно из самых нелепых произведений, которые так или иначе вошли в корпус фантастической классики: идея преодоления космического пространства ради мяса, которое можно вырастить искусственно, даже не самое странное в книге Уэллса. Гораздо забавнее то, что цивилизация, сумевшая построить космические корабли не предусмотрела защиты от туземных бактерий. Единственным объяснением этих нелепостей могла бы быть какая-нибудь особенная религия марсиан, которая заставляет их употреблять в пищу только свежепойманных гуманоидов, причем желательно разумных, но Уэллс нам ничего такого не сообщает, до сиквелов в его годы еще не додумались, хотя сегодня почти напрашивается продолжение его книги — земляне разбираются в марсианских технологиях и наносят ответный визит на красную планету.
Был ли Уэллс так уж неумен, чтобы относиться к этому сюжету так уж серьезно? Вряд ли. Это человек, который фактически предсказал сценарий Второй Мировой войны в ленте «Облик грядущего» (он был еще и кинорежиссером! Не знали?) и его отправляют в качестве эмиссара для беседы с Лениным после того, как большевики захватили власть.
Скорее Уэллс моделировал некую условную ситуацию — вот у нас появился непонятный и превосходящий в силах враг, действующий иррационально и максимально жестоко. Что его может остановить? Другая сила? Одним из начальных условий является превосходство противника. Солидарность людей? Нет времени и способов на консолидацию. Изучение противника? Слишком быстро все происходит и люди просто не успевают? Остается только одно — асимметричный ответ, на который противник не рассчитывает. Какая-то мелочь, но мелочь, играющая решающую роль.
Сюжет, предложенный Уэллсом оказался настолько живучим, что позже его повторили десятки писателей и режиссеров. Из того, что более или менее на слуху можно вспомнить хотя бы «Битву за Лос-Анжелес», где мотив действий инопланетян не менее глуп — вывозить с Земли воду, при том, что водород — самый распространенный во Вселенной химический элемент и космическое пространство в избытке предоставляет запасы чистого водяного льда. Или сериал «Рухнувшие небеса» («Сошедшие с небес» в одном из переводов), где людей не поедают, а захватывают в рабоство, чтобы они — тадам! - выращивали для инопланетян еду, что в экономическом смысле еще более глупо.
То же самое с идеей захватывать Землю ради полезных ископаемых, которые проще добывать на необитаемых планетах или ради «жизненного пространства», которого полно на планетах, пригодных для жизни, но не породивших собственную биосферу — таких, по научным данных должно быть в избытке.
То есть, когда речь идет о захватчиках из других миров, то мы, конечно, не должны воспринимать эти сюжеты серьезно, а видеть в них некоторый психологический эксперимент над человеком — что станут делать люди, когда встанут перед угрозой со стороны разумной, способной к адаптации и ответным действиям и совершенно злонамеренной силы?
Впрочем, если бы все фильмы о вторжении инопланетян подпадали бы под эту схему, то было бы слишком скучно. Истории такого рода имеют множество вариаций. Ну, например, «9 район», нашумевший в свое время. Инопланетяне практически вторгаются на Землю, но, ничего, собственно, не хотят и просто поселяются на юге Африки, ведя свою, довольно хаотическую жизнь. Лента стала лабораторной работой по созданию образа чужака, чем и примечательно.
Или, например, знаменитый «Пикник на обочине» (обратите внимание — речь не идет о «Сталкере» Тарковского, это совсем про другое) где люди столкнулись с последствиями инопланетного визита некой цивилизации (но это не точно!), сумевшей просто не заметить присутствия аборигенов.
Есть и другая линия в этом сюжете — вторжение силы, лишенной разума, а поэтому, возможно, даже более пугающей. Например, «Штамм Андромеда», «Вторжение» и недавняя лента «Живое» рассказывают о том, что Земля стала объектом вторжения инопланетной жизни, способной просто сожрать нас или паразитировать на нас, ничего большего и не желая. Вирусы, бактерии, грибки и прочая зараза — не ведут переговоров, не используют оружия и не имеют интересов, кроме продолжения собственного рода любой ценой. Но, тут, если что и может стать защитой, так это сила разума.
Примечательно, что гораздо меньше историй, рассказывающих о нашем вторжении на другие планеты. Тут среди известных можно вспомнить разве что «Неукратимую планету» Гарри Гаррисона да знаменитый «Аватар». Последний, кстати, практически полностью повторяет сюжет Уэллса, но только в зеркальном отражении.
Но человечеству не хочется думать, о себе, как о жестоком захватчике, ступающем в иные миру кованым сапогом, так что таких историй немного.
Кстати, сегодня в группах «Фантастика сегодня» в Фейсбуке и ВК мы будем разговаривать на эту тему — присоединяйтесь! Или что-то добавите к нашим знаниями ли пополните свои.