Найти тему
Кавказ Пост

Религии Ингушетии: былое язычество, ислам и православие

Несмотря на то, что Ингушетия практически полностью мусульманская, ислам пришел в эти земли относительно недавно и имеет некоторые интересные и даже мистические черты...

Языческие верования ингушей

Вера в духовную связь животных и людей (тотемизм) присутствовала в названиях сел в горной Ингушетии: Эрзи (орел), Акх-Борз (дикий волк), Овлург (ягненок) и так далее. Особым почтением у ингушей пользовались медведь, волк, олень, кабан, орел, удод и ласка. Удод был особо почитаемой, священной птицей, он символизировал начало весны и зарождение новой жизни.

Также предки ингушей поклонялись местным горам (Мят-Лоам (Столовая), Казбек), священным рощам, пастбищам, скалам, камням, рекам и водопадам. Особую роль также занимал культ домашнего очага. Считалось, что домашний очаг - место священное и неприкосновененное. Магия ингушей была связана с ведением хозяйства. Например в засуху ингуши проводили обряд мистагударг. Ряженных детей и подростков гоняли по аулу, обливая водой, таким образом, как бы изгоняя злых духов засухи.

Кроме того, ингуши считали, что у каждого человека имеется свой дух-двойник, дух-хранитель-тарам. Также в ингушской мифологии существовал дух болезней - «мать болезней» - уна-нанильг.

Ее представляли в виде страшной женщины с котомкой за плечами. Существовали заговоры и обряд хваления болезни (лазар хьестар), который сопровождался песнопениями, танцами, жертвоприношениями. Как у всякого древнего народа, у ингушей был свой обряд посвящения (инициации) юноши в мужчину.

Молодой человек должен был поднять священный «черный камень». Эта реликвия постоянно хранилась в святилище на Цей-Лоаме, откуда жрец выносил ее только в дни посвящения.

Бог-Творец

Пантеон ингушских богов возглавлял Дала - всемогущий творец всего сущего: он создал небо и землю и все, что на ней живет: рыб,зверей, птиц и людей. Кроме того, он создатель добра, справедливости и красоты. Бог Дала всегда справедлив и абсолютно разумен. Он наделен силой карать и поощрять смертных. Также Дала заранее определяет судьбу каждого из людей. Кстати, люди не могут видеть образ Дала, так как он настолько яркий, что одним только видом может ослепить человека навсегда.

-2

Недавнее пришествие ислама

Несмотря на современное доминирование мусульманской религии в жизни и мировоззрении ингушей, ислам укрепился на территории республики лишь в середине XIX столетия! Ведущую роль в этом сыграли суфийские ордена...

Шейх Кунта-хаджи Кишиев в 1847 году прибыл в равнинную Ингушетию и обратил местных жителей в ислам. А между тем, горные ингуши, были исламизированы несколько раньше, чем равнинные. Среди горцев распространился тарикат (орден) накшбандийа, распространившийся в их среде в годы Кавказской войны, когда это суфийское учение являлось главенствующей идеологией государства имама Шамиля.

После окончания Кавказской войны шейхи накшбандийа стали лояльны по отношению к российскому самодержавию, поэтому не подвергались репрессиям.

Зикр - суфийская мистическая практика, во время которой суфии многократно произносят имя Бога и совершают ритуальные танцы и тряски.
-3

На современном этапе истории республики Ингушетия ислам суннитского толка это доминирующая религия в регионе - 98% от всего населения. Зарегистрировано 15 мусульманских общин, действует 45 мечетей, 26 медресе — под контролем Духовного управления мусульман Ингушетии. В Сунже существует Исламский институт, а в Малгобеке — «Ингушский исламский университет имени Хаматхана-Хаджи Барзиева»

-4

Храм Тхаба-Ерды (Ткъобӏа–Ерды) — древнейший христианский храм на территории Российской Федерации, памятник архитектуры, возникший около VIII—IX веков. Одни ученые выводят название из ингушского ТкъобIa–Ерды как «Наша вера», другая же группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть "храм святого Фомы". Карнизы и арки храма украшены разнообразными узорами, а древняя крыша храма была двускатная и состояла из шиферного сланца и нескольких каменных плит.

Кстати, сама конструкция Тхаба-Ерды является сочетанием ингушской и грузинской религиозной архитектуры.

Кроме того, храм долгое время был главным религиозным сооружением горной Ингушетии, её духовным и культурным центром.

Храм Тхаба-Ерды
Храм Тхаба-Ерды

В наши дни около 2% населения республики исповедуют православное христианство. Этнически это, в основном, русские, украинцы, грузины и осетины.

В республике действуют 3 православных храма: часовня святого праведного Иоанна Кронштадтского в Магасе (кстати, она находится на территории Управления ФСБ России по Республике Ингушетия), храм Казанской иконы Божией Матери в Карабулаке и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в станице Орджоникидзевской. И там же действует Ново-Синайский мужской монастырь.

Ново-Синайский мужской монастырь
Ново-Синайский мужской монастырь

Евгений Вышегородский