«Интеллигенция» - русское слово., Хотя и предполагающее некоторую образованность, подразумевает определенный тип мышления и чувствования, ставивший на первое место интересы угнетенных и униженных, враждебный сословным привилегиям и произволу властей. Такое значение русского слова перешло в другие языки; например, английское слово intelligentsia воспроизводит русское произношение, но может относиться и к людям других национальностей с аналогичными нравственными установками. И все же, "интеллигенция" - в основном русское явление.
Из статьи
Один мой старый знакомый, интеллигентный человек, страстно, до самозабвения любящий искусство, литературу, театр, как-то спросил меня: «Есть ли у нас интеллигенция как духовно-социальная группа?» Я был в затруднении что-нибудь внятное ответить.
Действительно, есть ли она?
Я хорошо знаю, да и читатель, поживший на этом свете немало, тоже помнит, что класс советской интеллигенции был действительно обширен. 20-30 годы были для неё годами необыкновенного роста. Причину этого хорошо заметила М. Цветаева: «Революция размещанила людей». Невиданные достижения в культуре и искусстве могли возникнуть только благодаря процессам, верно отмеченным талантливой поэтессой. Новой интеллигенции удалось то, что казалось неосуществимым. За короткий срок она ликвидировала безграмотность в стране, где большая часть населения не могла ни читать, ни писать. Существовала – это не будем отрицать – даже крестьянская интеллигенция. Хотя об этом нынче вспоминать есть некий «моветон», но я сам вырос в деревне, в среде сельской интеллигенции. Она умела и пахать, и сеять, и водить животину, и учить детей, и лечить колхозников, и отучать их от невежества и суеверий. Но и у крестьян было чему поучиться, любви к земле, например; набраться от них того духовного совестливого состояния, который потом станет неизменным спутником жизни лучших представителей трудовой интеллигенции. Вот именно за это на советскую интеллигенцию «братки из современного дворянства» навесят ярлык «совок». В «совки» будут зачислены кандидаты и доктора наук, писатели и поэты, физики и лирики, инженеры и служащие, врачи и учителя, читатели толстых литературных журналов и всегдашние посетители кинотеатров, даже библиотекари и многочисленные работники культуры: завклубы на селе, директора дворцов культуры промышленных предприятий. Это были интересные, творческие личности, не имевшие в запасе никакой денежной наличности и жившие от аванса до зарплаты, но особо не горевавшие, ибо знали и пели: «Завтра будет лучше, чем вчера…»
Однако следует признать, что уже после смерти Сталина начался долгий, внешне малозаметный, ползучий процесс омещанивания советских людей. Они утрачивали черты коллективизма. Не по дням, а по часам рос индивидуализм. Потребительская инфекция поражала даже видных представителей творческой интеллигенции. «Вещизм» менял сознание многих, и интеллигенция к началу 90-х годов исчезла «как класс». У бывших советских людей сначала отняли ум, а потом и общенародную собственность. Многие представители интеллигенции были деморализованы либеральными реформами и низведены до уровня маргинальных групп. Молодая научная интеллигенция оказалась на Западе. Иные, чтобы выжить, подались в «челноки», в «приказчики» и продавцы, растворившись в бесчисленных ларьках и торговых точках. И только некоторым из них «повезло». Приобретя на ходу такие качества, как наглость, пройдошливость, они переросли из «челноков» в современных купчишек, которых для пущей важности стали величать бизнесменами или частными предпринимателями. Наплевав на свои и чужие личности, они обзавелись наличностью. Вступив в союз с «братками-крышевателями», они всерьёз пустились в политическую борьбу за власть. Кое-кто из них преуспел, вступив в партию власти: нет лучше «крыши», когда содержишь свой бизнес.
Отдельные из них весьма громко отличились, повторив куршавельские подвиги своего кумира. Иные «купчики», направляясь на отдых к южным заморским островам, дебоширят в летательных аппаратах, другие еще где-нибудь отличаются широтою «ндравов». Европа в ужасе, но принимает: новые «раша» денег не жалеют. Азия на всякий случай усаживает особо отличившихся «русских» в зловонные казематы, ибо знает: откупятся, а потому выгодно принимать и таких.
Чтобы отойти от «совковой» сословности, обладатели огромной наличности бросили все силы, чтобы примкнуть к «высшему кругу» - дворянству, внося в него такой «моветон», от которого у здравого человека вянут уши.
Комизм современных «мещан во дворянстве» заключается в их невежестве и неуклюжем подражании чуждой культуре. Часто смешон бывает их безвкусный наряд. Посмотришь на иных – вовсе не дворянин он, а «ворона в павлиньих перьях».
Что ж, отчасти мы потеряли советскую интеллигенцию. Взамен мы получили: «мещан во дворянстве», «челноков во дворянстве» и даже «братков во дворянстве». В теснейшем союзе с либеральной интеллигенцией, которой этот союз выгоден, они и правят бал. «Сатана там правит бал! Там правит бал!..» - хочется сказать либеральной интеллигенции, снизошедшей до уровня скабрезных анекдотов, разврата и такой разгульной пошлости, которая застит им глаза и не позволяет осознать трагедии под названием «Пир во время чумы».
А истинная, трудовая, созидательная интеллигенция всё же есть. Загнанная в условия «растительной жизни», примитивной биологической выживаемости, несколько растерявшаяся без истинных духовных ориентиров, она временами обозначается в музеях, библиотеках, театрах, школах, вузах, в научных учреждениях, в провинциальных творческих коллективах повседневной работой по сохранению островков духовности и совести…