Найти тему

Дорогу молодым педагогам или "Откуда берутся учителя"

Депозит фото
Депозит фото

Блог Усталого Учителя

Всё мы жалуемся, что в школе мало молодёжи. Да, это так, средний возраст учителя - старше пятидесяти лет. В нашей школе младше тридцати лет всего два учителя, это 6%. Думаю, что в других школах ситуация отличается незначительно. Есть образовательные учреждения, которые работают на "омоложение" кадров: оплачивают целевое обучение, берут после колледжа и доучивают на вышку. Но среднестатистический школе и привлечь-то молодёжь нечем.

Но вот случилось чудо, и в школу пришла молоденькая учительница. Вариантов развития событий два: удержится в школе или нет. Причин не задержаться достаточно:

  • Зарплата небольшая. Побольше, чем у продавца - консультанта, но все же не огромная. Многие школы доплачивают молодым специалистам по нескольку тысяч, пока не появится возможность аттестоваться на категорию.
  • Нервотрепка. Если у школы есть возможность дать начинающему педагог первый класс или 5-6, то хорошо, будет расти вместе с классом. Но чаще всего такой возможности нет и молоденькая девочка погружается в педагогику с головой: старшеклассники строят глазки, восьмиклассники оттачивают свое остроумие, никакого подобия дисциплины на уроках и пр. Долго продержится? Не факт.
  • Недостаток терпения со стороны коллег или родителей. Все, ну абсолютно все родились профессионалами своего дела, и никто не может подождать, пока молодёжь подрастёт, требуя всего и сразу. Молодой специалист должен сразу уметь правильно построить работу с родителями, идеально написать рабочую программу и пару-тройку статей, не болеть и многое другое. И уж, конечно, никто не собирается выбирать выражения, обсуждая чужие "успехи".
  • Недостаток профессиональных умений. Почему-то получается, что молодёжь, выйдя из стен Вуза, абсолютно ничего не знают и не умеют. Это понятно, с одной стороны, если бы лётчика учили летать без самолёта, он бы тоже недалеко улетел. Но! Министерство образования придумывает для нас все больше разных испытаний, типа ФГОС, а выпускники о нововведениях, которым, к слову, почти десять лет, ничего даже и не слышали. Получается, что педагогической колледжи и вузы учат студентов тому, что неактуально, устарело и никому не нужно. О матчасти я вообще не говорю. Химиков, к примеру, учат проводить всяческие химические реакции, но совершенно не учат, как обучить этому других. Получается "вилка" - к учителям требования одни, а к учреждениям, которые этих самых учителей выращивает, другие. А девчонки и мальчишки приходят и жмутся, как цыплята, когда куратор их спрашивает о структуре урока по ФГОС или какие метапредметные УУД они формируют на данном этапе.
  • Отсутствие "наставничества". Это понятие активно популяризируется сейчас, опираясь на позитивный опыт былых педагогических эпох. Но, когда ты пришёл в школу после института и ты один биолог и химик в школе, обратиться тебе попросту не к кому.
  • Отсутствие мотивации к работе. С этого, пожалуй, нужно было начать. Почти никто не идёт в пединститут, желая быть именно учителем. По крайней мере, мне таких выпускников попадалось ой как мало. Кому-то нравится предмет, кто-то поступает в пед, лишь бы поступить. Собственно, результат налицо.

В общем, подводя итог, попробуйте представить, что будущему учителю нужно подраться сквозь все заросли педагогических терний и не сильно ободраться. Тот, кого шипы педагогики сильно изранят, уходит, чтобы никогда не вспоминать о школе, как о страшном сне. Среди бывших молодых педагогов сейчас мне знакомы: секретарь, мастер по наращиванию ногтей, специалист по изготовлению тортов, установщик окон, вожатый в лагере, санитарка в ветлечебнице, мастер по парикам в драматическом театре и ещё пара вариантов.

Но того, кто продержится первые три года, ничем со школы не выгонишь. Из таких закаленных в боях со школьной повседневностью, однообразностью, загруженность и получаются матерые "училки", которых видно невооружённым взглядом в каждом обществе.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц