Давно вынашивал план открыть рубрику, посвященную увеселительному времяпрепровождению за столом. И нет, речь сейчас не о вливании в себя некоторого количества горячительной жидкости различной крепости (хотя, иногда и не без этого). Речь о настольных играх. Ведь добрых три четверти админов данного паблика являются увлекающимися задро... любителями настолок.
Однако, так уж сложилось, что среди тех игр, в которые мы играем, маловато исторических. Они, конечно, есть, но на целую рубрику не тянут. И тут неожиданно тема настольных игр будет раскрыта с другой стороны.
В принципе, в этой стране настольные игры, помимо шахмат/шашек/нардов, существовали и достаточно давно. Правда, подавляющее большинство из них, конечно, представляли из себя тривиальнейшие гонялки (бросай кубик и ходи), но существовало и несколько игр нетипичных ("Путешествие", "Старый замок" и т.п.) Между тем, речь пойдет не о них, а о той игре, которая сейчас стала чуть ли пошлостью, но в свое время перевернула мировоззрение многих сограждан.
В 1988 году в Ленинграде был выпущен "Менеджер" - абсолютная копия расово ненавистной американской "Монополии". Тут же стало ясно, что советские граждане, которым по идее должна была быть чужда частная собственность и капиталистические игры жуликоватых буржуев, на деле совсем не против заниматься куплей-продажей и личным обогащением. Раз в реале не разрешают, хотя бы в игре. Разумеется, некоторая часть функционеров (еще) советского правительства не могло себе такого вообразить. Чтоб наши граждане, пускай и занимающиеся перестройкой, но играли в капиталистическую игру! Была начата массовая травля как самой игры, так и ее создателей - находчивых копипастеров из кооператива "Петропан". Радио и газеты взялись кидаться какахами в саму концепцию игры. Как это так? Можно купить ДЛТ? Гостиный двор? Электросилу? Это же - народное достояние, оно не продается!
Народ начал потихоньку раскрепощаться и, конечно, такая анти-реклама только повысила спрос на развлечение в картонной коробле. В итоге, перед запуском второго тиража у фирмы уже были деньги на создание телерекламы. И вот тут для некоторых тоже зарыта неожиданность. Несмотря на вздохи и проклятия аудитории в адрес рекламщиков, вслипывания про то, как хорошо было раньше, напомню, что главный двигатель торговли в СССР все же существовал. Но, надо понимать, что это была реклама, в первую очередь, товаров, поставляемых из капиталистических стран, проникающих на территорию СССР. Либо, в крайнем случае, реклама советских (но созданных государственными предприятиями) изделий. Настольная же игра стала первой отечественной рекламой, заказанной не государством, а юридическим лицом. К сожалению, найти ее я так и не смог, а жаль.
По-поводу самой игры. Стоит ли говорить, что ни о какой лицензии от американской корпорации речи не шло? Но есть и другой занимательный момент. Игра вышла в 1988 году и, как я уже сказал, подверглась критике за возможность продавать и покупать государственные магазины и заводы.
Возможно, не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы понять, к чему все идет, но производители "Менеджера", что называется, наванговали.
Через 3-4 года эти магазины и заводы были куплены, но уже в реальной жизни. Кроме того, в игре существовали купюры огромных номиналов, что также не соответствовало тогдашней советской действительности, но стало своеобразным пророчеством для девяностых.
И да, несмотря на то, что сейчас существуют официальные локализации "Монополии", а также игры на любой вкус и цвет, "Менеджер" все равно продолжает продаваться в магазинах. Классика и ностальгия.