Найти в Дзене
дмитрий вахняк

Чего хотят наши дети???

Оглавление

Чего хотят наши дети?

В учительской и в родительской среде есть такой полупредрассудок, что детям ничего не нужно. Под «ничего» подразумевается «ничего созидательного и полезного». Но это не совсем так. Вернее, совсем не так.

Дети — это не какие-то недолюди, которые имеют право лишь на желание учиться и помогать маме по дому. Дети — личности, хоть и маленькие, и желания у них совершенно, если можно так сказать, общечеловеческие.

1. Хочу быть услышанным

Это просто крик души едва ли не любого человека на планете Земля. Мы все хотим быть услышанными и понятыми. К сожалению, к детям отношение таково, что их приучают слушать других людей, но едва ли кто-то когда-то говорил с ними о праве быть услышанным. «Я лучше знаю». «Маленький ещё своё мнение иметь». «Вот вырастешь и тогда...».

Знакомые фразы? А ребёнок слышит: «На меня наплевать». Потом не стоит удивляться, что ребёнок не приходит к вам за советом, что он скрытный и не доверяет вам. Просто вы уже всё ему сказали. Его потребности вам не интересны.

Доверие нужно заслужить и, да, даже если ты родитель, это не означает, что между вами и ребёнком доверительные отношения возникают автоматически. Чтобы они возникли, иногда полезно, если можно так сказать, «выключить родителя» (и «выключить училку», говорю я себе) и поговорить с ребёнком по-человечески в полноценном смысле этого слова. Возможно, вы откроете для себя много удивительного.

2. Хочу иметь личное время

В подростковом возрасте это скорее «хочу, чтобы меня не трогали». Есть школа. Есть уроки. Есть 1000 и 1 кружок. Есть родительские амбиции. И есть желание ребёнка на «собственную жизнь». Но разве жизнь ребёнка не состоит из школы и околошкольных дел? Да, так и есть, особенно у младших школьников. Основной вид деятельности — учеба.

Но вот скажите, какой у вас основной вид деятельности? Работа? Ведение хозяйства? Неужели никогда не хотелось просто взять и заняться какой-нибудь непродуктивной ерундой? Просто полежать? Побыть наедине с собой? Все это вопросы, конечно, риторические.

Нам, взрослым, тоже этого очень хочется. Мы, что называется, «можем, умеем, практикуем». Только своё ничегонеделание мы умеем оправдывать (гробовой усталостью, конечно же), а ничегонеделание (да что там, лень!!) ребёнка зачастую рассматриваем чуть ли не как порок. Опять, мол, бездельничает, вместо того, чтобы делами заниматься. Что из него вырастет?

Но детское ничегонеделание — это не время, потраченное впустую. Это часто уникальное время, когда ребёнок может познать себя, задать себе вопрос: «Кто я за пределами навязанной мне социальной роли?» Конечно, не именно в такой форме. :) Но суть ясна. Дайте ребёнку «подышать» и не казните его за умеренную прокрастинацию.

3. Хочу иметь право выбора

А также право на негативные чувства. Ребёнок имеет право не любить математику, учителя по математике, классическую литературу, секцию по тхэквондо. Другой вопрос, что не все, что нам приходится делать по жизни, должно нам обязательно быть до смерти интересным, и это неплохо бы до ребёнка донести.

Можно не любить математику, но уважать ее как науку, а учителя как человека. Можно не любить читать, но не относится при этом к книгам с презрением и пренебрежением, подпирая ими дверь. Но совершенно необходимо оставить за ребёнком право что-то не любить. И, если это возможно, не принуждать к объекту нелюбви.

Уважать — обязательно, особенно если это касается базовых вещей, через которые ребёнок формирует свою личность. И тем более, если это касается людей. Но вот с ненавистной секции тхэквондо можно и забрать. Ваши нереализованные амбиции это переживут, а ребёнку вы сохраните нервы. И дадите возможность полюбить что-нибудь другое.э