«Встретился» с отцом через 77 лет
Речь идет о 86-летнем ветеране труда Ильдусе Насибуллине, проживающем в Наласе. Спустя 77 лет он узнал о месте гибели отца и навестил его могилу, прочитал молитву.
– Мы считали, что папа погиб в городе Смоленск, откуда и получили весть о его гибели. Но в статье, напечатанной в газете «Татарстан яшьләре» (от 14 марта 2019 года, автор Агзам Файзрахманов), было сказано, что наш папа погиб в Калуге. «… в составе 413-й дивизии было много и земляков отца – арчан (указаны их фамилии, имена, названия деревень). … Шакирзян Насибуллин (Наласа) погиб 6 марта», – прочитав эти строки, у меня появилось желание посетить эти места. О своем желании рассказал племяннику Маннафу Мифтахову (он уже и сам разменивает шестой десяток лет), приехавшему из Нижнекамска на Сабантуй. «Осталось еще 5 дней моего отпуска. Поехали», – сказал он, долго не раздумывая. 10 июня мы выехали в путь, – рассказывает Ильдус абый.
Когда отец ушел на войну, мальчику было всего 8 лет. «Учился в первом классе. 2 или 12 января 1942 года. Точно не помню. Сначала забрали на фронт папу, потом брата. Попал в Суслонгер. Мама даже несколько раз навещала его. В последний раз она уже не застала папу, оказалось, что отправили на войну. 6 марта того же года погиб. Говорят, что солдаты, приехавшие на фронт из Суслонгера, были неподготовленными», – продолжает Ильдус абый.
Перед его глазами до сих пор стоит картина прощания с отцом. Прощались через окно. Помнит, как плакали домашние после получения треугольной похоронки. Мать осталась одна с 5 детьми. Тяжелые были времена. В 16 лет Ильдус уехал в Казань, поступил в ФЗО, затем работал в Московской области. Служил в армии. Когда до дембеля оставалось всего несколько дней, солдат повезли на карпатские горы. Каждому дали оружие и через карпатские горы отправили на горячую точку в Венгрию. «Это была настоящая война. Я и не думал, что останусь в живых. Я на себе испытал чувства отца», – говорит он. К этому моменту мама умерла, сестра вышла замуж. Ильдусу ничего не оставалось, как вернуться в отчий дом и создать семью.
– Слава Аллаху, дожил до сегодняшнего дня. Мне 86 лет. С супругой Оркией живем вместе 62 года. Когда погиб, папе было 44 года. Вспоминаю об этом, и сердце сжимается. Ведь в этом возрасте еще жить да жить, растить детей, радоваться. Поэтому при жизни мне хотелось навестить могилу отца, – говорит Ильдус абый. – Хотя Калужская область находится далеко от нас, дорога не утомила.
Возможно, он не почувствовал усталости потому, что думал о предстоящей встрече. За три дня, что длилась их поездка, спали всего два часа.
– Там очень много могил. Их и не перечислить. А фамилии… – не перечитать. Очень много татарских фамилий. Здесь шли ожесточенные бои. Погибло очень много советских солдат. 413-я дивизия была разгромлена почти полностью, – рассказывает Ильдус Насибуллин. – В этих местах трактора не могли въехать в поле, всюду были трупы. Говорят, что останки, оружие находят и по сегодняшний день. На могиле мы не нашли фамилию отца. На помощь пришла незнакомая женщина. Она нам все объяснила и отправила в музей «Зайцева гора». На памятнике напротив этого музея мы нашли фамилию отца. Его имя занесено и в Книгу Памяти в музее. Деревня, где были могилы, исчезла, поэтому останки перезахоронили. Это дело продолжается по сегодняшний день. Я прочитал молитву, «поговорил» с папой. Пусть покоится с миром. И моя душа теперь спокойна. Ведь спустя 77 лет «встретился» с папой.
Гульсина Закиева