Этот магазин можно считать эталоном сельских магазинчиков – при этом, с точки зрения городского жителя, всякая логика в этом магазине отсутствует напрочь. Небольшой с виду магазинчик внутри представляет пещеру Али-бабы, только вместо сокровищ - здесь продукты и ТНП.
Наличием пандуса для инвалидов может похвастаться не всякий магазин в мегаполисе, но оказывается пандус не для инвалидов, а для общества защиты прав потребителей (ОЗПП). Причем здесь ОЗПП и пандус я не понял, но насколько разобрался в ситуации, это требование именно это организации. На аргумент, что в селе нет инвалидов, был дан лаконичный ответ - «Будут!». В принципе, не вижу ничего плохого в том, что магазин позаботился о инвалидах - это очень хорошая и правильная затея, только вот внутри места настолько мало, что если заехать на инвалидной коляске, то развернуться на ней там будет невозможно, поэтому местный абориген в лице продавца и утверждает - пандус только для проверяющих.
Еще больше озадачили ДВЕ таблички с расписанием работы магазина на входе. Оказывается одна для налоговой, а другая для местной администрации – у них разные требования к вывескам с расписанием. Требования диаметрально противоположные, поэтому объединить их на одной вывеске не представляется возможным. Лично для меня утверждение очень спорное, так как по виду таблички очень похожи и серьезных различий я в них не увидал. Какая табличка для налоговой, а какая для администрации спросить не догадался - остается только гадать.
Наличие в магазине копировального аппарата автоматически делает продуктовый сельский магазин офисом по заключению договоров с операторами сотовой связи – сразу видно какие операторы пользуются популярностью на селе, а какие нет.
Остальные наклейки гласят какие карты принимаются к оплате - например, в этой глуши принимают Яндекс карты и карты МИР. Работает какой-то малоизвестный кэшбек, что в условия отсутствия интернета весьма неоднозначная функция.
Внутри магазин напоминает магазин по продаже всего, как все вмещается на такой малюсенькой площади - непонятно, все так плотно уставлено прилавками и товаром, что два три человека уже создают давку в магазине. Средний чек в магазине колеблется около 150 рублей, что делает такой оборот непривлекательным для федеральных торговых сетей, где средний чек в 300 рублей считается минимально допустимым. Здесь же покупатель может прийти и купить три (!!!) конфетки - это считается нормой, стоимость бумаги для такого кассового чека стоит дороже, чем сама покупка.
В отличии от городских магазинов, сельские магазин работает в режиме микрокредитования, причем кредитование идет от 26 рублей минимум до 500 рублей максимум. Нехватка 1-5 рублей для покупки нужного товара не считается микрокредитованием и кредит не оформляется. При этом на кассе висит объявление - «В долг не даем», думаю микрокредитование осуществляется без лицензии Центробанка России.
Чтобы в городской магазин, например, в гипермаркет «Лента» точно никто не ходит, а уж пришли без денег в «Ленту» - то только воровать, но ни как не оформлять микрокредит на товар.
Как можно увидеть, микрокредитование идет в произвольной форме, при этом при погашении микрокредита некоторые заемщики не ставят подпись напротив своей фамилии, а верят на слово, что их кредит погашен.
Еще одной особенностью сельского магазина является полное отсутствие воровства, это при том, что товары лежат непосредственно на прилавках - "бери и иди".
Несмотря на наличие компьютера, бухгалтерия ведется по старинке - на бумажке, каждой категории товаров - своя бумажка. Например можно увидеть, что оборотка по сигаретам в день около 3 тыс.руб. - наглядный и доступный товароучет, что составляет 90 тыс. в месяц, при торговой наценке на сигареты 6% составляет 5,4 тыс.руб из которых 2,7 тыс. руб. уходит в зарплату продавца и оставшаяся сумма даже не покрывает расходы на подключение к системе маркировки. Формально сельскому магазину придется либо отказаться от продажи сигаретной продукции, либо перейти на контрафакт
Еще одна особенность сельского магазина, утром сельские жители цепочкой тянутся в магазин … нет, не опохмелится, как это может показаться, а занять денег на маршрутку, что бы уехать на работу в город – если получат отказ, то на работе будет прогул, ибо денег на дорогу больше взять негде.
В магазине работает 1 человек - женщина средних лет, при этом ни грузчиков, ни товароведов в штате нет и не предусмотрено. Роль грузчика, снабженца, бухгалтера, директора, инкассатора выполняет директор магазина.
Два раза в год, местная администрация обязывает оборудовать площадку для детей у магазина, зимой - делать снежный городок и ставить елку, летом делать деревянный городок с горками и качелями.
Что это, продуктовый магазин, алкомаркет, пивнушка, хозтовары, салон сотовой связи, кредитная организация, культмассовый сектор - понять не удалось, это сельский магазин! Со слов хозяина магазина, с каждым годом работать становится все сложнее и сложнее, окупаемость все ниже и ниже, но при этом магазин закрыть нельзя - село сразу захиреет, жители переедет в город, ибо жить в селе станет невозможно.