Найти тему
Юстас М

Какой багаж в трамвае можно провозить бесплатно, а за какой придется заплатить?

Чтобы ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, я расскажу вам одну байку. Ехал в трамвае парень. Он был музыкантом и вез с собой контрабас. Этот инструмент имеет немаленькие габариты. Примерно такие, как на картинке.

-2

Подошедший к нему контролер потребовал, чтобы музыкант оплатил провоз багажа. Но тот возразил, что это ручная кладь, за которую он платить не должен. Завязался спор, в который включились и другие пассажиры.

Напротив музыканта с контрабасом сидел мужик. В руках у него была упаковка куриных яиц. Он поддержал музыканта и тоже стал убеждать контролера, что парень не должен платить за свой контрабас.

В какой-то момент контролер отвернулся и стал спорить с кем-то за его спиной. А в это время мужик с упаковкой куриных яиц вышел на очередной остановке. А на его место сел другой, у которого вообще не было багажа и тоже стал спорить с контролером.

Контролер не видел, как вышел мужик с куриными яйцами и, думая, что тот все еще сидит на прежнем месте, поворачивается к нему и говорит: "А вы, гражданин, сейчас еще за свои яйца будете платить!" Мужик помолчал немного и ответил: "Когда мои яйца будут размером с контрабас, тогда я за них заплачу". Все начали смеяться, а контролер, видя, что оконфузился, махнул рукой и отстал от музыканта.

Я эту байку много раз слышал от разных людей и каждый уверял, что все происходило либо при его непосредственном участии, либо с кем-то из его родственников, знакомых. И вот однажды я задумался - а должен ли был платить музыкант за свой контрабас? Или это действительно ручная кладь?

В п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" говорится:

При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места,
длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров...

Длина корпуса контрабаса составляет 110–120 см, а общая длина инструмента около 180 см. Это не считая ширины (эти сведения я взял из "Большой российской энциклопедии").

Следовательно, размеры контрабаса превышают размер, установленный для ручной клади. А это значит, что требования контролера оплатить за контрабас как за провоз багажа были правомерны.

Однако, нужно учесть еще вот что: в соответствие с п. 1 ч. 2 ст. 22 вышеназванного закона перевозчик вправе устанавливать длину и ширину ручной клади в сумме большего размера, чем в указано в п. 2 ч. 1 ст. 22.

Поэтому, если организация, к которой принадлежал трамвай, где происходили описанные события, установила, что ширина и высота ручной клади в сумме может превышать размеры, которые имеет контрабас, то контролер в этом случае не прав.

Вот такие мысли иногда посещают юриста, когда ему больше нечем заняться. Видимо это что-то вроде профессиональной деформации личности.