Ещё одна примечательная личность времён гражданской смуты – мятежник из (уже традиционно) княжества Чошу Такасуги Шинсаку. Как и Кацура (кстати, его хороший друг), Такасуги числился учеником Ёсиды Сёина, а в 21 год получил звание мастера боевой школы Ягю Шинкаге.
Талантливый и умный юноша, музыкант, поэт - Шинсаку искренне горел идеями "чти императора, выгоняй иностранцев”. Его силами во время стычек с европейскими военными был создан отряд Кихэйтай – зерно будущей японской армии, организованное по западному образцу. Вообще, идею своего наставника о необходимости учиться у “иностранных варваров” Такасуги полностью разделял – особенно после визита в Шанхай, куда в 1862 году правительство бакуфу направило делегацию. Из Шанхая Шинсаку вывез партию оружия европейского образца, а также туберкулёз, резко ограничивший возможности молодого революционера. Впрочем, ограничивший разве что по времени: качество от смертельной хвори ничуть не пострадало.
Имея весьма горячий нрав (как-то раз Такасуги в пылу спора зарубил бродячую собаку, чтобы не обрушить ярость своего меча на оппонента), молодой человек обладал и незаурядными способностями дипломата. После очередной стычки с западным флотом, руководство княжества Чошу (хоть и мятежное к сёгунату, но всё равно изрядно недолюбливающее плохо управляемого Шинсаку) назначило его главой делегации, высланной к иностранцам. Лидеры княжества рассчитывали, что буйный нрав Такасуги будет стоить ему головы – однако этот человек-порох успешно провёл переговоры и даже добился от гайдзинов более-менее сносного для Чошу мирного соглашения.
Ко всем вышеперечисленным добродетелям поэт-революционер оказался продуктивным стратегом: именно Такасуги со своими солдатами окончательно перевёл провинцию Чошу под контроль “ишин шиши”, выбив оттуда оставшихся консерваторов, и он же возглавил чошунскую армию, разбившую фронт войск Токугава во время карательного похода сёгунских сил на провинцию. Как говорится, талантливый человек талантлив во всём…
Если уж говорить о талантах, то следует присовокупить и ставшие притчей во языцех музыкальные умения Шинсаку. Как шутили современники,
“когда Такасуги касается струн сямисэна – птицы на ветвях умолкают от зависти”.
Последний раз друзья незаурядного мятежника слышали сладкозвучную игру на сямисэне 13-го апреля 1867 года, в любимом чайном домике на тот момент уже глубоко больного Такасуги. Человек-легенда скончался на следующий день – так и не дописав предсмертного стихотворения, от которого до нас дошла лишь первая строчка, которую можно смело записывать в его девиз: ”Сделать серый мир цветным”. Однако другие стихи японского героя – а их не так уж мало – достались потомкам в полной сохранности и даже переведены на русский язык. Конечно, не Мацуо Басё, но тоже очень талантливо.
Благодарим за Ваше внимание! Поддержите лайками и подпишитесь на наш канал, будем стараться радовать Вас авторскими заметками о тонкостях истории Японии ежедневно!