Найти тему
VIKENT.RU

Творческая настройка коллектива / группы сотрудников по Н.С. Михалкову

Данная статья относится к Категории: Групповое принятие решений

1. Никита Сергеевич Михалков на презентации детской повести Александра Адабашьяна и Анны Чернаковой «Хрустальный ключ, или Жили-были мы» в Российской государственной детской библиотеке.
1. Никита Сергеевич Михалков на презентации детской повести Александра Адабашьяна и Анны Чернаковой «Хрустальный ключ, или Жили-были мы» в Российской государственной детской библиотеке.

На съёмках кинофильма «Раба любви» в комнате режиссёра Н.С. Михалкова «…по вечерам собирались друзья, актёры.

Однажды я застал у него Калягина и Басилашвили. Они готовились к заключительной сцене фильма, прикидывали, как и что надо делать, импровизировали, а порой просто валяли дурака. Басилашвили буквально фонтанировал идеями, показывал, что он и так и эдак может сыграть, а Никита вносил свои контрпредложения, дразнил, подыгрывал. Незабываемый был вечер! Я всё поражался: «Господи! Сколько же таланта в этих людях! Какие мастера собрались здесь! А ведь они совсем ещё молодые (Никите и тридцати тогда не было), но сколько в них мощной и зрелой силы!» И я вдруг понял, кожей почувствовал, что ли: то, чем они сейчас занимаются, и есть их настоящее дело, их жизнь.
Может быть, впервые меня столь сильно охватил дух соперничества, подхлестнул, заставил работать вдохновенно, раскованно. Взять хотя бы необычную историю создания музыкальной темы - лейтмотива Ольги Вознесенской.

Перед тем, как Никита Михалков приступил к съёмкам картины «Раба любви», я вместе с ним смотрел русские немые киноленты с Верой Холодной. Никита с увлечением рассказывал о предстоящих съемках, но о музыке молчал и ничего не просил писать заранее. Тем не менее, он сумел как-то незаметно настроить меня на «волну» новой картины, причём поводом тому послужил рассказ об одной важной для него самого детали. Речь шла о сцене объяснения актрисы с оператором. Они стоят в саду, неожиданный порыв ветра - и летящий в воздухе шарф. Описание этой небольшой сцены сразу врезалось в память и стало ключом к эмоционально-образному строю фильма. Я внезапно отчетливо «услышал» тему Ольги и, вернувшись домой, сыграл её всю целиком. Пожалуй, впервые музыка родилась так легко, будто давно была во мне.

2. Эдуард Николаевич Артемьев
2. Эдуард Николаевич Артемьев

Известно, что кино - искусство коллективное, но лишь один человек в полной мере решает судьбу картины - кинорежиссёр. Никита Михалков принадлежит к тем немногим режиссёрам, которые до съёмок фильма знают, какой должна быть музыка. Это не значит, что он сам придумывает музыку и пытается её изобразить композитору (в моей практике бывали случаи, когда режиссёры напевали мне свои мелодии и уговаривали использовать их в фильме). Нет, он стремится объяснить, что является для него наиболее важным. В этом он чем-то похож на музыканта, который только собирается писать новое произведение, у него нет пока конкретного материала, но он знает, что должно в результате получиться».

Артемьев Э.Н., в Сб.: Никита Михалков / Сост: А.М. Сандлер, М., «Искусство», 1989 г., с. 171.

3. Павел Тимофеевич Лебешев
3. Павел Тимофеевич Лебешев

Вспоминает сам режиссёр:

«На рискованную авантюру шел в этой работе и наш оператор Павел Лебешев: плёнку, на которой снималась картина, он подвергал предварительной засветке, отчего её светочувствительность возрастала в несколько раз. То есть на самой обычной плёнке он добивался результатов лучших, чем на фирменном «Кодаке», и впоследствии его методом не раз пользовались другие операторы. Но тогда все делалось нелегально, без ведома соответствующих технических служб студии.
Создавая мир «Рабы любви», мы старались быть максимально приближенными к реальности тех лет, но не ради копиистского правдоподобия: главным для нас были не вещественные приметы эпохи, а её пульс, дыхание, наше отношение к ней. Мы много дней просидели в архивах, читали газеты и журналы тех лет, смотрели фотографии, изучали киноиздания, просмотрели практически всё, что есть из русских немых фильмов в «Госфильмофонде». Мы насыщались атмосферой тех лет, чтобы потом воплотить её на экране. По ходу съёмок возникало много импровизаций, но всё это были импровизации подготовленные. Бергман прав, когда говорит о том, что импровизация хороша лишь тогда, когда идеально подготовлена».

4. Ингмар Бергман (1918-2007), шведский режиссер
4. Ингмар Бергман (1918-2007), шведский режиссер

Да, конечно, бывают и случайные находки, но чаще случается, что актёры, пришедшие на площадку неподготовленными, приносят с собой пустоту, плохо маскируемую внутренней псевдосвободой».

Михалков Н.С., О своих фильмах, в Сб.: Никита Михалков / Сост: А.М. Сандлер, М., «Искусство», 1989 г., с. 210-211.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Источник

Изображения в статье:

1.By Svklimkin - Own work, CC BY-SA 4.0,

2. By Zorgazimut, CC BY 3.0,

3. Изображение с сайта kino-teatr.ru,

4. By Louis Huch (1896–1961), at SF 1930–60 - Svenska filministitutet, Public Domain