Особой статистики нет, но я думаю, что до 2014 года где-то половина украинцев помимо собственного телевидения смотрела также российские программы. Соответственно, люди неплохо представляли себе если не ситуацию в соседней стране, то хотя бы то, как политические новости подаются ее народу. Сомнений нет, что это делается в ключе, выгодном правительству, ведь все основные каналы там принадлежат либо государству, либо подконтрольным ему олигархам и коммерческим структурам.
С точки зрения украинцев, ситуация выглядела следующей. Для нас было очевидно, что большинство громадян Незалежной вышло протестовать на Майдан, когда увидело всю продажность и коррупционность своей власти. Неудачная налоговая реформа подлила масла в огонь, а отказ от сближения с Европой стал последней каплей. Люди надеялись, что хотя бы в Евросоюзе помешают нашим чиновникам лгать и воровать, раз уж на это не способен любимый всеми президент Янукович.
К тому же, важен был вопрос виз. Без них ехать на запад на заработки гораздо проще и дешевле.
Разумеется, в стране имеются три западенские области – Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская, где с давних времен относятся к советскому прошлому негативно, распространяя это отношение и на современную Россию. Но их население составляет только десятую часть от всех жителей страны.
Поэтому большинство граждан были вполне не против дружбы с Москвой.
Но в Кремле решили сделать акцент на другом. Россиянам стали объяснять, что украинцы вышли на Майдан не для протеста против коррупции, а чтобы разорвать все связи с Россией.
Напоминаю, многие украинцы смотрят Первый канал и компанию. И часто им верят. Как результат – раскол граждан страны. Вместо борьбы с продажными чинушами главным вопросом народных протестов стал – за или против России. Януковича, все же, по инерции прогнали. А дальше – Антимайдан, уход Крыма, начало грызни на Донбассе. Кто не помнит – первый выстрел, все-таки, был сделан по команде россиянина Стрелкова.
Разумеется, за почти 30 лет независимости, жители Украины отвыкли на любой вопрос спрашивать мнение Москвы. Люди хотели сами решать, с кем им быть и куда им идти. Поэтому на Россию многие страшно обиделись и стали считать ее причиной всех бед. Западенское мышление захватило всю страну.
Но все же, справедливости ради, в конце 2013 года главным лозунгом было – «Геть продажную владу», а совсем не «Украина – це Европа!»
Интересно, как могли сложиться последующие события, если бы в Кремле решили поддержать украинскую революцию? Если бы Первый канал и НТВ объяснили, что Украина – страна нищая и это во многом дело рук ее воровского правительства? Если бы в России понимали, что ссориться с ней никто не хочет, а люди просто устали так жить?
Тайна сия велика есть.