Мы выбираем дороги или дороги выбирают нас?
Говорят, что все пути ведут в Рим. Когда-то так и было. Сегодня большинство путей ведут в Задрючинск, а оттуда в крематорий. Те же, кто смог добраться до Вечного города, находят там развалины прошлого. Это парадокс нашего времени - нам стали милы развалины.
Мы бредем по своим дорогам и оглядываемся на то, что оставляем. Идя по дороге, можно нагадить, наследить, разрушить, построить или не оставить ни следа.
Есть шестой вариант - дорога размышлений и последний седьмой о котором в самом конце.
Часть этих дорог ведёт к разочарованию в людях и в самой жизни.
Вот первые пять дорог.
1. Дорога разрушения.
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
Так сказал один старый варвар в Риме пару тысяч лет назад. Он понимал предмет хорошо.
2. Дорога созидания
"Из третьего мира в первый"
А это сказал Ли Куан Ю, второй удивительный человек после Сталина, сумевший построить в 20 веке нечто из ничего за время жизни всего одного поколения.
3. Дорога дерьма
" Англичанка гадит"
Гадила, гадит и будет гадить на все чужие дороги. Сыпать свое дерьмо налево и направо пока существует палата лордов с их уверенностью в собственной избранности.
4. Пыльная дорога.
"Падающего подтолкни"
По этой дороге топчутся философы - болтуны от бессмысленных рассуждений. Пользы от их рассуждений нет ни малейшей, но следы в пыли они оставляют.
5. Чистая дорога
Это дорога чистая, ее вычистили другие, на ней нет пыли. По ней идет большинство людей, не оставляя никаких следов, не оставляя дерьма, не оставляя н-и-ч-е-г-о кроме своих генетических копий.
Все мы идем по своим дорогам. Идем, оглядываемся и оцениваем то, что оставляем после себя, глядим на других, на их старания и смотрим, смотрим как уменьшается наш остаток пути. И думаем; не всегда, иногда - зачем все это?
Эмоции и размышления. Среди этих эмоций с регулярностью метронома попадаются мизантропия и меланхолия. Почему?
Мизантропия и меланхолия в живописи
Вот трое прекрасных и умных (последнее само по себе есть редчайшая редкость среди людей этой профессии) художника, что испытали и изобразили эти чувства: Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер и Франсиско Гойя.
Брейгель написал своего Мизантропа, когда ему было 44. Дюрер написал Меланхолию в 43. Гойя сделал Капричос, когда ему было 53.
40 - 50 лет это возраст начала расцвета ума. Не для всех разумеется, а для тех, кто им активно пользовался в предыдущие годы.
Питер Брейгель
Питер Брейгель кроме Мизантропа написал в это же время совсем уже мрачную по содержанию работу "Сорока на виселице".
Люди пляшут непосредственно рядом со смертью. А что ещё остаётся?
И ещё одна печальная работа Питера "Две обезьяны".
Совершенно недвусмысленный символ людей прикованных к жизни.
Внешние обстоятельства жизни Питера к его 44 годам были хороши: жена, талантливые дети, талантливые друзья (вроде Ортелия - создателя первого географического атласа), популярность и хорошие доходы. С этой стороны не было оснований для мизантропии или меланхолии. Следовательно, причины создания таких работ не были лимбическими.
Всё предыдущее творчество Питера своим содержанием имеет его суждения о месте человека на земле, об отношениях людей друг к другу, о хорошем и плохом в жизни человечества. Эстетика Питера всегда была эстетикой разума, высшей из всех возможных эстетик в искусстве. Принимая все это во внимание, можно уверенно говорить о том, что последние мизантропические работы Питера являются полностью осознанными высказываниями.
Всякий, кто имел несчастье понять природу человека до конца, неизбежно будет разочарован результатом.
Создание этих картин случайно или нет, но оно совпало с концом пути Питера. Он умер 44 лет.
Дюрер.
Он пишет меланхолию - неизбежную спутницу мизантропии. Человек существует для человека и, если вы разочарованы в человечестве, вы непременно познакомитесь и с меланхолией. Но меланхолия в отличие от мизантропии имеет не единственную причину появления. В конце концов можно просто устать от неудач. Не теряя любви к людям, можно потерять любовь к жизни, например вследствие смертельной скуки. Или наоборот, можно впасть в уныние оттого, что жизнь коротка и бессмысленна. Вот именно это последнее и пишет Дюрер.
Всё показано ясно. Внизу брошенные инструменты - ремесла брошены; шар - науки оставлены. Вверху весы, песочные часы, закат и колокол - жизнь оказалась коротка. Лестница на небо - пора умирать. На стене квадрат с решением задачи: сумма цифр в столбиках и строчках по 34 - загадки жизни разгаданы. Любопытно, что нижний ряд квадрата содержит цифру 1514 - год создания гравюры и инициалы автора: 1 - Альбрехт и 4 - Дюрер. Случайное совпадение?
Делать в жизни больше нечего, все пронизано скукой и упадническим состоянием - меланхолией номер 1. Интерпретировать цифру 1 не берусь.
Меланхолия возникает как осознание конца пути и бессмысленности его после того как загадка жизни разгадана.
Франциско Гойя.
Когда Гойя делал свои Капричос - 80 гравюр с мрачными наблюдениями о человечестве, ему было чуть за 50. После этого он жил до 82. (Чрезвычайно любопытно посмотреть на содержание его работ, написанных именно в этот период).
В Капричос Гойя иллюстрирует свои наблюдения за человечеством. Результат который он показал, это больше чем сатира. Гойя констатирует занятия людей и вывод из этих иллюстраций мрачен.
Я привёл для примера две из 80 гравюр Капричос.
На левой: люди глупы настолько, что позволяют ослам ездить на себе. На правой: жизнь это коррида, где люди верхом друг на друге убивают друг друга.
Очень мрачная констатация. Настоящая мизантропия.
Шестой вариант пути.
6. Путь размышления
"Кто жил и мыслил тот не может в душе не презирать людей"
"Многие знания - многие печали"
"Меньше знаешь крепче спишь".
Это очень и очень походит на правду. Путь знаний видимо есть самый верный путь к мизантропии.
Интуитивно человек сам защищает свой разум от разочарования тем, что во всякий удобный случай вместо размышлений предпочитает игру, которая лишь имитирует настоящее размышление. Некоторые спасают свой разум никчемными размышлениями ниочём - игрой в понятия, которую назвали философией.
Человек хочет есть, размножаться и играть во все подряд лишь бы не думать. Именно так как у Брейгеля на картине "Сорока на виселице". Когда же человек начинает внимательно смотреть кругом себя, он видит то, что нарисовал в своих "Капричос" Гойя. И тогда неизбежна меланхолия и мизантропия.
Седьмой и последний путь.
7. Отказ от разума.
Отказавшись от разума, человек уходит по седьмому и последнему пути - по пути религии. Это надёжно спасает его от неизбежного разочарования собой и жизнью.
Но отказ от разума не всегда спасает от мизантропии. Из страха перед людьми и жизнью некоторые уходят в монахи и даже становятся полными отшельниками так и не сумев избавиться от отвращения.
Вот отличный сюжет Босха.
Что же имеем в финале? Что избавит от неизбежной мизантропии? Дорога созидания подобная той, что прошли Сталин или Ли Куан Ю? Но как ступить на эту дорогу? Кто кого выбирает - дорога нас или мы дорогу?
До встречи.