Найти тему
История и искусство / Artifex

Василий Слонов. Особенности национального юмора

«Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьёзное и глубокое изучение», – эта фраза принадлежит древнеримскому поэту Горацию. Смысл сказанного как нельзя лучше характеризует творчество сибирского авангардиста Василия Слонова.

Художник из Красноярска показывает в работах социальную и политическую действительность - это его способ высказывать свое мнение и быть услышанным. Особая манера и стиль подачи близки к народной смеховой форме. Симбиоз самобытности и авангарда представляет нам что-то новое, но в тоже время и забытое старое. Он вытаскивает из-под заимствованных чужеродных слоев то, что является родным - ядро нашей русской сущности.

Василий Слонов не пытается быть обходительным и учтивым, творит «как есть». Многие обвиняют Слонова в балагурстве, чрезмерной открытости и пошлости. Ведь мастер берет то, что другим не дозволенно, потрошит, а потом преподносит свое «коронное блюдо» для простого люда и искушенного гурмана, используя в качестве приправы острый юмор. Так обстояло дело и c Welcome to Sochi 2014.

-2
-3
-4

Экспозиция Welcome to Sochi 2014, посвященная Олимпиаде 2014, наделала много шума. На фестивале «Белые ночи в Перми 2013» работы находились лишь два дня, так как после визита руководства Пермского края выставка была со скандалом закрыта. Это было ожидаемо, ведь художник показал важную тему того времени в неприглядном свете. На контрасте патриотического настроения вокруг зимней олимпиады, милых оптимистичных талисманов и веры в победу Слонов представил свою картину этого события.

А если быть точнее, плакаты: топор, рубящий березу, которая кровоточит, пьедестал с гранеными стаканами, соседствующими с Russian Vodka, балалайка «Аля автомат», мутировавшие чебурашки, мишки и еще много карикатур на тему долгожданного международного спортивного мероприятия. Чиновники и деятели культуры обвинили красноярского авангардиста в антироссийской пропаганде, критики же увидели в злободневных сюжетах закулисные работы по подготовке к олимпиаде: уничтожение лесных массивов, переселение жителей и неоправданную трату финансов. Кто-то говорил, что это и есть русский народ и его неприкрытая нагота: «Уж давайте признаем все это!». Также была версия угрожающих «мессенджеров» для других стран в виде гиперболизированных закостенелых стереотипов о русской нации. Но, несмотря на неоднозначную интерпретацию и оценку, в Европе очень заинтересовались художником. На карикатурах из этой серии Слонов заработал более 3,5 миллионов рублей.

-5

Отличительной чертой Василия является его сибирский жесткий сарказм. Суровый юмор генетически заложен уже самим местом, где творит Слонов. Удаленность региона, история, менталитет и обычаи придают особый шарм его искусству. Идея, материал и подача творений пронизаны национальным закаленным духом. Он использует в своих работах солому, металл, дерево и даже вату.

Выставка «Ватники Апокалипсиса» для художника - это мем и еще один повод для потехи и стеба, но это «ёрничество» снова тянет за собой нить русского клубка бытности.

«Вата — самый популярный мем сейчас, и все, что с ней связано, отражает пульс времени. Но, на мой взгляд, этот символ не сиюминутный, совсем наоборот! Ватник — дресс-код русской цивилизации, кто его только не носил в российской истории: солдаты, крестьяне, рабочие, пэтэушники…», - говорил в одном из интервью художник.

-6
-7
-8

В Gallery 11.12 на «Винзаводе», где проходила выставка, представлено более 50 «ватных экспонатов»: снежинка, как символ Сибири, глобус и огромный колокол, который по логике должен издавать звон. Но вата, напротив, имеет другие свойства: она поглощает звук. Но как раз эти противоречия и привлекают, так как получается некий физический и смысловой оксюморон.

Так же на персональной выставке «Ватники апокалипсиса» в галерее была представлена коллекция «Имперские кокошники» - величие, процветание, могущество и трагичный ужас России гордо носят на своих головах госструктуры и организации страны. Конечно, эпатажность аксессуаров зашкаливает.

Металлический кокошник декорирован конкретными деталями, раскрывающими характер именного носителя. Например, на кокошнике «НКВД» красуется коммунистическая символика и надпись «СМЕРТЬ БУРЖУЯМ!». Угнетающе выглядит кокошник «Кащенко», который посвящен психиатрической больнице и украшен соответствующей атрибутикой: спадающие свивальники, смирительные ремни, а на вершине прикреплена железная панцирная кровать. Художник не обошел своим вниманием и «СБЕРБАНК», «МЯСОКОМБИНАТ», «ВДВ» и другое.

-9
-10
-11

Парадокс в том, что Слонов гармонично сочетает в своем творчестве восхищение Россией, любовь к ней, показывает всю многогранность русской души и тут же обличает ее пороки, подвергает осмеянию и публично дает пощечину.

Ничего мудреного авангардист не придумывает - все лежит на поверхности, работы Слонова доступны для понимания. Художественное высказывание в простых формах и предметах, наполненных смыслом и символами. Характер его творчества раскрывается в органичной связи с социальными обстоятельствами. Его детище «Нефтекомары» выставлялись и в Лондоне, и в Москве на арт-ярмарке Cosmoscow. Комар выполнен из стали и стекла, брюшко его накачено настоящей нефтью. Мастер поясняет, что кровь планеты Земля - это нефть, нефтекомары выкачивают ее, перерабатывают и превращают в денежные потоки, из чего следует, что рост экономики напрямую зависит от денежного «кровообращения».

-12
-13

Слонов работает одновременно для нескольких проектов, как для персональных экспозиций, так и для городских заказов. Василий является главным художником Красноярска. Его искусство выходит за пределы галерей на улицы городов, арт-объекты органично вписываются в урбанистический ландшафт.

Большое значение художник придает не столько эстетике, сколько метафоре скрытой в образе инсталляций. «ОТ ВИНТА» - эта одна из немногих работ, где нет свойственного творчеству Василия приема – эмоционально смеховой окраски. Только глубина содержания. Она производит у людей непередаваемые ощущения: чтобы увидеть композицию, нужно поднять голову вверх. Создается эффект неожиданности, будто переносишься в другую пространственную плоскость. На стене музея прикручено инвалидное кресло с сидящим в нем человеком, стена, как летная полоса, уходящая в небо, инвалид запускает самолетик, который держит в руке. Под объектом надпись:

«На самом деле только инвалиды, будучи ограничены в физических возможностях, способны по-настоящему любить пространство и понимать, что оно значит для нас»

-14

Так может быть эпатаж и провокация, а иногда и сарказм - это лучшая форма изобразительного языка, когда нужно поговорить о серьезном? Актуальное искусство предполагает поиск новых образов для рефлексии сознания человека. Возможно, сибирский художник Василий Слонов идет по верному пути. Просто немногие пока готовы следовать за ним.  

Автор: Яна Лучевская © Artifex.ru