Российский кинематограф - вещь непостоянная. Он полон взлетов и падений. Про плохое рассказывать нечего, а вот про хорошие и наиболее удачные фильмы последних лет расскажу. Вот 10 фильмов российского кинематографа, за которые точно не будет стыдно:
1. Ван Гоги, 2018, IMDb: 6.30
Это семейная драма, в центре которой сложные отношения отца и сына. Снял ее спустя 20 лет молчания сценарист "Ассы" и " Серпа и молота"
Сергей Ливнев. Главные роли играют Алексей Серебряков и Даниэль Ольбрыхский, и на второстепенных ролях — здесь тоже много известных лиц. «Ван Гоги» — его возвращение на в отечественное кино и режиссуру. По сюжету два главных героя отец-дирижер и сын-художник живут в разных странах и общаются крайне редко. Но неожиданная болезнь отца подталкивает их сближению. Оно болезненное, полно взаимных обид, претензий и семейных тайн. Отец медленно впадает в забытье, а сын познает себя. Весь фильм построен на мощной игре двух очень сильных актеров. Они в буквальном смысле проживают каждый кадр фильма, поэтому за их историей действительно интересно смотреть. Хотя изначально сценарий писался про конфликт сына и матери. Название фильма делает отсылку к Ван Гогу, который , если помните отрезал себе ухо. Такую параллель провел автор фильма потому, что герои никак не могут понять и услышать друг друга.
2. Завод, 2018, IMDb: 7.00
Криминальная драма Юрия Быкова. Идея фильма родилась у Юрия Быкова еще в 2014 году, вскоре после завершения работы над картиной «Дурак». Зарубежные критики кстати признали его режиссером, внесшим наибольший вклад в российское кино за последние 15 лет, а его «Дурака» — главным фильмом, изменившим их отношение к нашему кино в лучшую сторону. А его «Майор» до сих пор находится в топах самых скачиваемых торрентов. Поэтому его новый проект был ожидаем и ему предрекали успешный прокат. Но, так уж вышло, фильм собрал в прокате не как ожидалось. И дело тут не в качестве самой картины, а в том, что многочисленная аудитория поклонников творчества Быкова почти вся находится в интернете, где и предпочитает потреблять контент. И в кинотеатры эта аудитория не ходит. «Завод» рассказывает историю противостояния трёх персонажей. Это заводчанин Седой, олигарх Калугин и начальник охраны Туман. По сюжету недовольные закрытием предприятия рабочие похищают его владельца, а затем пытаются справиться с личной службой охраны заложника. У каждого из героев своя правда, поэтому однозначного разделения на героев и злодеев не будет. Фильм по настроению угрюмый, мужской и минималистичный. Суровые мужчины в кожаных куртках, менты и рабочие два часа выясняют, на чьей стороне правда. Сцены перестрелок сняты крайне качественно, а сценарий универсален: история могла произойти в 90-е, могла в 00-е, а могла и в наше время.
3. Аритмия, 2017, IMDb: 7.50
Аритмия — состояние, приводящее к нарушению ритмичности и последовательности работы сердца. И это отлично отражает суть фильма. А еще в общем суть жизни с ее прерывистым ритмом. Критики почти единодушно признали его лучшим российским фильмом последних лет. Самый внятный из редких упреков в адрес «Аритмии» сводится к тому, что трагикомедия о кризисе, который переживают 30-летние супруги, смахивает на ужатый до киноформата сериал. По сюжету отношения главных героев развиваются на фоне смешных и страшных случаев, с которыми ежедневно сталкиваются по долгу работы. Они врачи на «Скорой помощи», работающие в провинциальном городе за нищенскую зарплату, и попадающие под новейшую реформу здравоохранения. Успех «Аритмии» обусловлен не только сюжетом и мастерским исполнением. Главное преимущество - поразительная правдоподобность картины.
4. Лето, 2018, IMDb: 7.50
Это история знакомства и дружбы двух легенд советского рока. Но это не байопик, в его привычном исполнении. Фильм можно сравнить со «Стивом Джобсом» Дэнни Бойла, который с помощью образа основателя Apple рассказал собственную историю. Так и Кирилл Серебренников сделал примерно то же самое. ПО этому поводу у некоторых даже случилась истерика, в том числе Бориса Гребенщикова, который фильма не видел, но успел обвинить создателей во лжи. Так что фраза основан на реальных событиях здесь не совсем уместна. Сюжет строится вокруг любовного треугольника, в котором участвуют легенды советского рока. Место действия — Ленинград, начало 1980-х. В то время Майк Науменко – основатель музыкального коллектива «Зоопарк» – играл вместе со своими друзьями на концертах Ленинградского рок-клуба. Жизнь его текла относительно размеренно, но однажды в их тусовку попал молодой музыкант по имени Виктор. Его песни сразу же привлекают внимание Науменко, и тот решает помочь ему с организацией первых выступлений и записью альбома. Это легкое и яркое, несмотря на свою чернобелость, кино. На него не стоит идти в поисках биографичности. Зато стоит посмотреть ради драйва и атмосферы 80-х, пропитанных рок-звездами и Ленинградом.
5. Сердце мира, 2018, IMDb: 6.90
Это новая драма от одного из сценаристов "Аритмии" Наталии Мещаниновой. Фильм стал победителем «Кинотавра-2018» и одним самых главных фильмов 18-ого года. Главный герой картины - ветеринар Егор. Он одинок, нелюдим и всячески бежит от своего прошлого. Он работает на притравочной станции в глухом лесу, где разводят специальные породы собак, а потом натаскивают их для охоты на лис и барсуков. Вместе с тем он стремится почувствовать себя своим в семье хозяина станции. Сюжета в привычном понимании здесь не так много, он не движется из точки А в точку Б. «Сердце мира» - больше походит на рассказ неком временном отрезке из жизни. Основная тема – страшное, гнетущее одиночество, с которым каждый из героев справляется по мере своих сил. "Сердца мира" несет в себе очень мощные посылы, задумываться над которыми становится по-настоящему страшно.
6. Свидетели, 2018, 6,7 IMDb: 7.10
Это киноальманах режиссера Константина Фама, посвященный теме холокоста. Три новеллы — «Туфельки», «Брут» и «Скрипка» — объединены персонажами, дороги которых сходятся в одном месте - Освенциме, чтобы оборваться навсегда. «Туфельки» — первая и самая короткая из новелл, всего 20 минут. История рассказывается без слов, а камера следит за парой женских туфель. Во второй новелле «Брут» приход фашистских войск в Европу показан глазами собаки — немецкой овчарки по кличке Брут. Новелла основана на рассказе чешского писателя Людвика Ашкенази. Собака принадлежала еврейке. Когда пришли солдаты СС: хозяйку увели в концлагерь, а пса забрал немецкий офицер. Последняя новелла, «Скрипка», самая продолжительная. Сюжет основан на реальных событиях: в Яновском концлагере существовал оркестр из заключенных — еврейских музыкантов. В лагере их заставляли играть во время расстрелов. В 1944 году весь оркестр тоже расстреляли. Эта история стала известна благодаря Нюрнбергскому процессу. Действие финальной части, в отличии от первых, происходит в двух временных периодах: в 1944-м и в наше время, когда молодой музыкант пытается узнать историю одной старинной скрипки. Свидетели стал первым фильмом, съемки которого были разрешены съемки на территории музейного комплекса Освенцим.
7. Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов, 2017, IMDb: 7.20
Криминальная драма Александра Ханта, ранее ничего кроме короткометражек не снимавшего. Фильм стал не только выдающимся дебютом, но и оказался одной из лучших отечественных лент года. Это классический фильм-путешествие, где герои по пути из точки А в точку Б переживают кризис личности и меняются на глазах у зрителей.
Так вот гопник в исполнении Евгения Ткачука сдает блатного отца которого играет Алексей Серебряков в приют под треки «Грибов», Хаски, Нигатива, Пики и других. Кино пульсирует энергией, ни на секунду не останавливаясь, как и машина главного героя. Весь фильм это жизнь в замкадной России как она есть: неприятная, циничная и часто несправедливая. Пьяная избитая провинция, гопники, бывшие зеки, делёж квартиры — фильм поднимает мерзкие, грязные темы. Но после него нет ощущения, будто тебя окунули в бак с помоями, всё совсем наоборот. При этом фильм остается умным и интеллектуальным. в нем нет критики или осуждения, это просто история двух героев с долей чёрного юмора.
8. Нелюбовь, 2017, IMDb: 7.70
Семейная драма и пятый по счету фильм Андрея Звягинцева. В этом фильме режиссер затрагивает вечную тему семьи и одну из самых
распространённых проблем – то, как жестокое обращение и боль переходит из поколения в поколение. Сюжет строится вокруг современной московской семьи, которая переживает развод. Главным героям, Борису и Жене, не терпится покончить с формальностями и все закончить. Каждый из них уже сумел устроить жизнь на стороне. Не удел остался только их 12-летний сын Алеша, которого решено отдать в интернат. Алеша чувствует свою ненужность и поэтому после очередной ссоры исчезает. Фильма делится на две части. Первая — жестокая социальная и общечеловеческая драма; вторая — переосмысление предшествующих событий в контексте всей жизненной ситуации.
«Нелюбовь» с самого начала вызывает дискомфорт и внутреннюю опустошённость. Чувство безысходности, напряжение и эмоции растут по ходу фильма, а к концу он вовсе шокирует. Скажу сразу картина понравится не каждому, смотреть ее местами сложно и неприятно, но такова наша действительность.
9. Теснота, 2017, IMDb: 6.90
Полнометражный дебют 26-летнего Кантемира Балагова, выпускника режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Действие картины разворачивается в конце 90-х, в Нальчике. Время между первой и второй чеченскими войнами. Но покоя на Кавказе по-прежнему нет — по всему региону происходят похищения людей с целью выкупа и убийства. Бедная еврейская семья сталкивается с трагедией: сына с молодой невестой похищают и требуют выкуп; община находит средства только на выкуп девушки. Из камерной истории фильм вырастает в масштабное высказывание. «Теснота» крайне тяжела для восприятия. После фильма Балагова хочется соскрести с себя кожу. В каннах в определенный момент треть зрителей просто вышли из зала. Слишком неудобно и душно для тех, кто не готов перешагнуть через собственный комфорт.
10. Папа, сдохни, 2018, IMDb: 6.40
Ниша черных комедий в России пока не особо заполнена. "Папа, сдохни" - тот самый редкий случай качественной черной комедии, которые смотрятся легко и непринужденно, несмотря на обилие кровавых подробностей. По сюжету парень Матвей звонит в дверь. На пороге его неприветливо встречает угрожающего вида опер Андрей Геннадьевич. Матвей представляется парнем его дочери Оли. Начинается знакомство. Но за спиной Матвей неумело прячет молоток, Андрей Геннадьевич почему-то спрашивает, нравится ли ему его дочь в постели, а сама Оля по телефону утверждает, что нет у нее никакого парня. Ну а дальше ломаются кости и лопаются сосуды, а фильм постепенно погружается в кровавое месево. Но посреди всего этого — отличная история с элементами детектива, острой сатиры и конфликта отцов и детей. Фильм держится на состоящем из нескольких новелл крепком сценарии и на убедительной актерской игре. Действующих лиц всего пять, а все действие происходит в одной квартире. Слов немного, а все вопросы действующие лица предпочитают решать невербально — с помощью молотка, ружья, летящего телевизора и дрели.