Найти в Дзене
Кикер ТВ

«СПИД – месть природы геям». Тренер Медведевой каталась с гомосексуалом и пережила его смерть от ВИЧ

Тяжелая судьба Трейси Уилсон, которая теперь помогает русской чемпионке мира.

Обычная коктейльная вечеринка где-то в Торонто, 1997 год. Кажется, ее устроил тренер детской хоккейной команды, чтобы родители мальчишек перезнакомились друг с другом. Легкий треп, и вот мама семилетнего Шейна подошла к коучу и сказала: «А знаете, чего вам не хватает в упражнениях? Уроков фигурного катания». Мужчина знал, что раньше она сама занималась фигуркой, и помнил, почему не каталась уже пять лет, потому уточнил: «Вы хотите попробовать?». Трейси Уилсон не понимала, зачем это делает, но ответила: «Конечно».

Трейси принесла Канаде первую олимпийскую медаль в танцах – в Калгари-1988 они с Робом Макколом взяли бронзу в танцах, проиграв двум советским дуэтам. Из большого спорта Уилсон ушла в 1992-м и последний раз стояла на коньках, когда была беременна вторым ребенком. Иначе было нельзя – в шоу-трибьют Макколу она сольно каталась под песню Майкла Болтона A Dream Is A Wish Your Heart Makes [«Мечта – это то, чего хочет твое сердце»] в память о погибшем партнере.

Роб умер от СПИДа, когда ему было всего 33. На стыке 80-х и 90-х ВИЧ был привычным диагнозом для мира фигурного катания, от него еще не лечили, а ярче других тогдашнюю реакцию общества в 1987-м выразил пресс-секретарь президента Рейгана Патрик Бьюкинен: «СПИД – месть природы геям». В один год с Робом от вируса иммунодефицита скончались еще два топ-фигуриста, и все они спали с мужчинами.

Ориентация Маккола была в спорте секретом Полишинеля, но атлеты все равно обожали его за непристойные шуточки и безумные вечеринки. Трейси впервые встретила Роба на одном из национальных чемпионатов – она шла по коридору гостиницы, услышала смех из комнаты, просунула голову, а там он сидел на полу и травил анекдоты, поджав под себя ноги. Еще в советской Москве он прощеголял по отелю в ковбойских сапогах, шубе и трусах, а остальные фигуристы не могли дышать от смеха.

Роб и Трейси встали в пару, потому что у них не было выбора – их партнеры закончили карьеру. Она была слишком высокой для него, он – слишком низким для нее, но за семь лет от первой тренировки до олимпийской бронзы эти двое стали лучшими друзьями. «Когда я узнала о его диагнозе, то не понимала, как с этим справиться, – вспоминает 1987-й Уилсон. – Мы с Робом были очень близки, поэтому я догадывалась, что он чувствует, раз я настолько боюсь». Через год канадская пара в центре олимпийского катка в Калгари стояла на пьедестале. «Это золото, но чуть темнее», – скажет маме Маккол о бронзе.

Трейси Уилсон, Роб Маккол, Олимпийские игры в Калгари-1988 — Getty Images
Трейси Уилсон, Роб Маккол, Олимпийские игры в Калгари-1988 — Getty Images

Когда из-за опухолей на ногах Роба не сходились коньки, он стал хореографом и поставил программу старому приятелю, двукратному серебряному призеру ОИ Брайану Орсеру. В 1991-м канадец выступил на трибьюте Макколу с номером, подготовленным умершим другом. Постепенно Орсер перешел на тренерскую должность, а в 2005-м начал работать с Уилсон.

Она все еще помогала детишкам в Торонто и откомментировала четыре Олимпиады на национальном ТВ, а на уровень выше перешла случайно. Ее подруга, хореограф Лори Николь, попросила помочь с занятиями китайской пары Шэнь Сюэ/Чжао Хунбо. Уилсон с азиатами вернулись к азам и делали детские упражнения на ступни и 40 минут убили только на внутреннюю часть ноги.

Вечером Трейси позвонила Лори и извинилась за то, что расстроила фигуристов. «Шутишь? – не поняла подруга. – Они в восторге и хотят тренироваться с тобой каждый день». Это были ровно те упражнения, которые Уилсон придумала для партнеров сынишки по детской хоккейной команде. Мальчики полюбили даму и прозвали ее уроки Tracy Skates.

В 2007-м на каток в Торонто пришла мама Юна Ким и спросила, может ли Трейси поработать с ее дочерью. «Когда?» – «В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу», – ответила строгая женщина. Кореянка стала первой большой ученицей Орсера и Уилсон, выиграла олимпийское золото Ванкувера и уже без них уступила в Сочи-2014 Сотниковой (а еще, вероятно, русскому судейству). Дальше тренеры сделали великими Юдзуру Ханю и Хавьера Фернандеса, а с июня 2018-го приютили в Канаде Евгению Медведеву.

«Когда мне нужны вдохновение, совет или повод улыбнуться, я смотрю под потолок и задаю вопрос: у тебя есть что-нибудь для меня?» – признается Трейси. И продолжает: «Забавно, что мы теперь работаем вместе. Когда происходит что-то серьезное, а потом резко что-то смешное, мы с Брайаном смотрим друг на друга и синхронно произносим «Роб». Он находил юмор в любой напряженной ситуации».

Смерть Маккола помогла Трейси понять, что на льду она провела всю жизнь и бросать его навсегда нельзя хотя бы в память о Робе. Без перерыва в пять лет у Уилсон не было бы уроков с бэби-хоккеистами и репутации тренера, который напоминает об основах. А при трудностях всегда можно посмотреть наверх и спросить: есть что-нибудь для меня?