Найти тему
Япония сквозь века

Записки о Бакумацу: японский Гудини и влюблённая гейша

Кацуру Когоро (больше известного как Кидо Коин) можно по праву назвать японским Гудини. Немного биографии: Кацура был самураем из княжества Чошу, империалистом (да, из тех самых ишин, но не столь радикальным) и необыкновенно везучим господином, способным отсыпать фортуны даже акунинскому сыщику Фандорину. Он же, кстати, ученик уже поминавшегося Ёсиды Сёина – и, впоследствии, один из “Трёх великих героев Мэйдзи”. Но до звания героя молодому революционеру пришлось не один год продираться сквозь тернии – иногда в самом прямом смысле этого слова.

Дело в том, что Кацура обладал удивительной особенностью “просачиваться” сквозь что угодно, тем самым доводя до икоты своих преследователей. А их у государственного мятежника было, ясное дело, достаточно. Приведу лишь несколько эпизодов, вполне достойных соловьёвской “Повести о Ходже Насреддине”.

Невозмутимый и невероятно удачливый Кацура (фото из открытых источников)
Невозмутимый и невероятно удачливый Кацура (фото из открытых источников)

Однажды Кацура в одежде ремесленника был задержан на заставе сёгунскими самураями. На логичный вопрос, почему он хочет покинуть город без разрешения, Когоро ответил, что из города ему вовсе не нужно, а нужно в место совсем иного характера: не ко времени скрутило живот. Бдительные стражи препроводили подозрительного ремесленника в городской нужник и встали у входа, но несчастного всё не было и не было. В конце концов, самураи не выдержали и, наплевав на деликатность, заглянули внутрь - чтобы обнаружить отсутствие не только Кацуры, но и задней стенки уборной, выходившей аккурат на речку.

Второй случай был ещё оригинальнее. В один из базировавшихся в Киото правительственных отрядов пришла ориентировка, что мятежник Кацура сегодня покинет город через такую-то заставу – пришла не сама, а с неким молодым чиновником из клана Айдзу. Самураи азартно бросились на заставу и проторчали там до сумерек, после чего молодой чиновник горестно извинился перед командиром за доставленные хлопоты… и выехал через ту самую заставу. Нетрудно догадаться, что расторопным малым оказался всё тот же Кацура: хочешь спрятаться – прячься на самом видном месте.

Ещё один эпизод связан с инцидентом в гостинице Икеда-я - но уже романтического характера. Узнав о том, что Кацура намерен посетить весьма опасный совет заговорщиков, его возлюбленная, гейша Икумацу, подлила неугомонному любовнику снотворное в чай. Совет Кацура благополучно проспал, как и икедайскую резню (об этом подробнее - в следующей заметке) – в самый неподходящий момент нагрянула полиция, и никто из подпольщиков не выжил. Эта же дама, узнав, что Кацуре грозит арест, под покровом ночи украла на заставе лошадь и доскакала до укрытия подпольщика раньше высланного на место полицейского отряда.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На предприимчивой гейше Когоро впоследствии женился и даже (немыслимое дело) назначил её главой своей канцелярии. Канцелярией Кацура (а к тому моменту уже господин Кидо) обзавёлся после реставрации Мэйдзи: новая власть высоко оценила его революционные заслуги, и бывший мятежник стал уважаемым членом правительства. Скончался Кацура в 1877 году, ни то от яда, ни то от тяжёлой болезни: естественная смерть в те лихие времена была для самураев явлением редким.

Благодарим за Ваше внимание! Поддержите лайками и подпишитесь на наш канал, будем стараться радовать Вас авторскими заметками о тонкостях истории Японии ежедневно!