«Твоего здесь ничего нет». Такую фразу в детстве частенько приходилось слышать от родителей в разгар внутрисемейных конфликтов. Говорилось это не со зла, а скорее, в запале, но производило очень удручающее впечатление. Хотелось как можно скорее покинуть дом, где у тебя ничего нет.
Возможно, эта фраза не случайно получила такое распространение. Ведь она в полной мере отражает отношения россиян с государством. В каком-то смысле власть тот же родитель, который должен заботиться и опекать, а в случае провинности — наказывать. И разве, этот «Большой Родитель» не заявляет нам раз за разом: «твоего здесь ничего нет». Иногда очень грубо. Как в начале 20-го века, когда просто взяли и все отобрали:деньги, недвижимость, землю. И, на протяжении 70 с лишним лет ничего своего ни у кого не было. А иногда, под видом того, что так будет лучше для всех. Как в начале 90-х, когда при переходе к рыночной экономике, у людей сгорели все накопления.
Можно было бы подумать, что в последние годы наступила какая-никакая стабильность. Но, скорее всего, способы изъятия стали более изощренными. Вот вы накопили на новый холодильник. Но кризис 2014- 2015 года, рубль падает как сдувающийся воздушный шарик, и вот у вас уже только половина холодильника. Вроде бы мелочь. А вот то, что стоимость вашей квартиры в долларовом эквиваленте сократилась в два раза, уже совсем не мелочь. Никто ничего специально не отбирал. Все сделал рынок. Но собственникам от этого не легче.
Думается, отсюда идет и навязчиво обсуждаемое желание эмигрировать. Уехать туда, где все чужое, где никто не ждет, где нет перспектив. Но туда, где никто вам скажет рано или поздно, что «здесь ничего твоего нет».