Согласно легендам, в средние века миллионы якобы соучастников дьявола сжигали на кострах.
Проблема в том, что ни период в истории, ни количество жертв не совпадают.
Так когда и, что более важно, сколько людей на самом деле погибло в результате печально известной охоты на ведьм?
Было бы преувеличением сказать, что в «темные века» можно было варить магические зелья и вызывать дьявола по своему желанию, но если соседи прикрывали кого-то из “колдунов”, в девятом веке во франкском государстве их отправили в тюрьму на несколько лет или просто выслали преступника из прихода. В Баварии за то же преступление был предусмотрен всего лишь штраф.
И смертная казнь?
Ни при каких обстоятельствах!
Самое большее временное или пожизненное изгнание из города. Это изменилось только после раскола церкви в результате Реформации, когда церковные власти начали впадать в паранойю в отношении «ереси». Существовали все более строгие санкции и все более жестокие методы расследования, и каждое последующее предложение доказывает законность миссии и оправдывает применение пыток. Тем более что применения пыток позволили быстро добиться признания вины, и это стало венцом доказательств заговора с нечистыми силами.
Не спрашивайте «если», а «когда и как»
Современные богословы и юристы в один голос кричали, что колдовство - это худшая и самая грязная разновидность ереси. Редко звучали голоса разума, такие как Мишель Монтень, который горько писал: «У нас слишком много предположений относительно наших догадок, потому что, следуя им, мы жарим людей живьем».
Ренессанс принес настоящий поток работ, посвященных черным практикам, включая колдовство, вдохновленное самим злым заговором, направленным на разрушение церкви.
Самым влиятельным был «Молот ведьм», написанный в конце средневековья, который представлял собой сборник знаний в области демонологии и колдовства .
Основным автором книги был влиятельный эльзасский доминиканец и инквизитор Генрих Крамер, также известный под именем Инститорис (1430-1505), безбожный, жестокий и коррумпированный человек.
Неоднократно переизданный «Молот ведьм» стал учебником для инквизиторов на следующие три столетия.
В нем были упомянуты четыре черты колдовства: отказ от католической веры, преданность тела и духа служению злу, жертва некрещеных детей и участие в демонических оргиях.
Однако самым роковым тезисом книги было признание того, что колдовство является врожденной тенденцией женщин , которые - естественно доверчивые и безрассудные - более восприимчивы к побуждениям дьявола.
Как мы читаем в книге История казни Джонатана Дж. Мура Джонатана Дж. Мура:
В тогдашнем патриархальном обществе женщины имели очень мало прав, и каждый, кто не жил под официальной опекой мужчины, рассматривался как угроза существующим нормам. В Англии при правлении Тюдоров (1485-1603 гг.) Были особенно сложные экономические условия, и последующие годы очень плохих урожаев означали, что большинство населения жили на грани бедности.
Одна бесплодная свинья, или корова, которая упала и сломала себе шею, могла поставить семью между жизнью и смертью.
Плохое питание и плохая гигиена привели к хроническим проблемам со здоровьем.
И когда случалось какое-то несчастье, в этом легко было обвинить ведьму .
В годы наивысшей интенсивности одержимости было достаточно простой зависти к соседям, необычных подозреваемых или незначительных измышлений, или одного недоброжелательного слова, замеченного одиноким человеком, чтобы обвинить его в колдовстве.
Защитник не имел права на это, показания свидетелей в пользу подозреваемого не были приняты во внимание, и расследование проводилось по фиксированной схеме, в которой их спрашивали только «как, когда и с кем» поклонялись дьяволу и совершались безбожные действия. А когда «колдун» сопротивлялся и все отрицал? Существовали действенные способы убедить его в обратном.
Как получить признание от обвиняемого?
Пытки, которые были наиболее важным элементом расследования в отношении обвиняемых в колдовстве, были двух типов. Первая группа должна была доказать вину или невиновность через Божьи суды - так называемые ордалии, в узком смысле, испытание огнем и водой.
Самые популярные методы включали утопление (виновные не тонули), взвешивание (виновные были легче, чем Библия), прокалывание (у виновных были нечувствительные и не кровоточащие пятна) или поиск сатанинских следов.
Второй тип пыток был предназначен для обеспечения признания обвиняемым вины и указания на соучастие. В пресловутом Друденхаусе - «Доме ведьмара» в Бамберге для этой цели, помимо прочего, использовались болты для раздавливания больших пальцев рук и ног, ванны из гашеной извести, стулья с подовыми печами или маятники для подвешивания.
В Польше чаще всего использовались так называемые растяжки на лестнице, блоке или скамейке. Жестокость судей также носила иной характер, о чем пишет автор книги «История казни » :
Духовенство имело шанс сойти с ума. Поскольку женщин в основном обвиняли в колдовстве, они часто становились игрушками в руках своих садистских преступников. (...) Все мужчины, которые были частью судебной системы - от палачей до тюремных надзирателей и судей - могли охотно осматривать груди и интимные части заключенных. Часто на пути к куче или гиббету осужденные ведьмы были раздеты до пояса, а их грудь, спина и ягодицы были порваны.
Учитывая жестокость пыток, люди могли согласится на все, что угодно, чтобы избежать боли, сократить страдания или покончить с жизнью - судьи имели право по благодати разрешить быструю смерть вместо того, чтобы быть сожженным заживо.
Массовое признание вины укрепило власти в правильности разбирательства. С 16 по конец 18 века суды над ведьмами проходили как в церковных, так и в светских судах.
Продолжение данной статьи читайте в скором времени на нашем канале.
Часть вторую настоящей статьи, вы можете найти по ссылке - https://zen.yandex.ru/media/id/5d0cc19891a9fd00ae5996d7/skolko-liudei-deistvitelno-pogibli-i-v-ohote-na-vedm-chast-2-karta-smerti-5d10d50c2e1e1b00af6cc038