Сергей Меринов в бизнесе 18 лет: в одиночку основал группу компаний «Эвейл». Сегодня в него входит четыре разноплановых направления: IT, производство женской одежды (бренд LACY), производство натуральной косметики (бренд SIBERINA), поставка и продажа медицинского оборудования. В холдинге трудится около 300 человек.
За годы бизнес-практики в коллективах всех компаний случалось разное. Было и откровенное кидалово, и замалчивание своих косяков сотрудниками. Некоторые ситуации разруливались без участия Меринов, в другие приходилось вмешиваться.
– Итак, первый вопрос: как бороться с замалчиванием сотрудниками «косяков» в своей работе?
- Понятие «замалчивание» скорее применимо к рядовым сотрудникам, чем к топовым. Потому что на руководящие позиции обычно принимают более высокоорганизованных и ответственных специалистов, у которых система вознаграждения завязана на выполнении непосредственных обязанностей.
Если речь идет про рядового сотрудника, то данную проблему можно решить следующим образом – жесткий контроль на всех этапах выполнения им служебных обязанностей. То есть все рабочие задачи разбиваются на подзадачи - для каждой устанавливаются сроки выполнения, обговаривается ожидаемый, нужный результат. И потом непосредственный руководитель этого сотрудника уже контролирует в ходе проведения систематических планерок: какие этапы и задачи пройдены, в какие сроки, какие результаты достигнуты.
Если работа будет организована таким образом – контроль сверху-задача-подзадачи-сроки-результаты, - тогда проблема будет решена или сведена к минимуму.
- Второй вопрос: что делать, если у вас сманивают ценного сотрудника?
- Во-первых, устойчивость бизнеса не должна зависеть от «ценных» сотрудников. Если бизнес устроен так, что ценный сотрудник уходит, и ваше дело начинает резко проседать или вообще загибается, значит это неправильно построенный бизнес.
Если мы говорим о малом бизнесе, то самым ценным сотрудником здесь зачастую является сам собственник. Именно он, далеко не всегда имея финансовые возможности нанимать ценные кадры, должен обладать всей необходимой экспертизой, ресурсами, знаниями, связями и т.д., чтобы вести свой бизнес. Обычно он сам и своих сотрудников обучает – что и как нужно делать. Только при таком раскладе – все в руках владельца – малый бизнес может крепко стоять на ногах.
Когда речь идет о среднем бизнесе, то здесь необходимо выстраивать структуру таким образом, чтобы уход ценного сотрудника не подкосил компанию. Для этого необходимо иметь сразу несколько ценных сотрудников – такую «роскошь» средний бизнес уже может себе позволить.
Лично я поступаю в данной ситуации следующим образом. Если сотрудник собирается уходить или доносит до меня информацию, что где-то ему предложили зарплату больше, я оцениваю – в первую очередь! – разницу в величине между нашим и предложенным вознаграждением. Если она небольшая, и сотрудник ведет себя адекватно сложившейся ситуации (не пытается манипулировать, не ведет себя вызывающе), доходчиво объясняя, почему ему нужна бОльшая зарплата, то я - повышаю ему.
Делаю это по двум причинам: первое - чтобы удержать ценный кадр, второе - чтобы не искать нового специалиста. Потому что, в последнем случае, неизвестно:
- за какую зарплату новичок согласится работать?
- как вольется в коллектив?
- какие будет выдавать результаты?
Но! Если сотрудник ведет себя вызывающе, то я сразу прощаюсь с ним. Потому что для меня, как руководителя, важно в первую очередь – с каким настроем приходит человек, что он хочет в итоге получить от работы в нашей компании. Мне нужны сотрудники, лояльные ко мне, как к руководителю, к моей компании, которым не просто нужна высокая зарплата, а которым интересно работать именно у меня. Потому что если специалист не горит на рабочем месте, он все равно будет как волк, которого как ни корми, все в лес смотрит.
И самое главное! Если уход ценного сотрудника неизбежен, то нужно суметь так настроить всю деятельность в его отделе, чтобы вся информация, с которой и над которой он работал, не пропала, а сохранилась. Лишь с соблюдением этих условий, у нового специалиста будет больше шансов быстрее влиться в работу и начать продуктивно трудиться, а бизнесу продолжать развитие.