Разработка ближнемагистрального авиалайнера «Ту-334» началась в СССР во второй половине 1980-х годов. Он должен был сменить потерявшие актуальность «Як-42» и «Ту-134».
Самолёт был способен к полёту при скорости 820 км/ч на расстояния до 3100 километров; высота полёта доходила до 11 километров. Взлётная масса лайнера приближалась к 48 тоннам. Он мог вместить 102 пассажира и 3 членов экипажа. Для ускорения разработки часть узлов конструкции была взята со среднемагистрального «Ту-204», что впоследствии дало о себе знать — лайнер оказался на несколько тонн тяжелее задуманного.
Он оборудовался двумя турбореактивными установками «Д-136Т1» общей тягой в 15 тонн, установленными в хвостовой части фюзеляжа. В качестве вспомогательного силового агрегата, служащего для запуска основных систем самолёта, был выбран газотурбинный «ТА-18-100». Кстати, его же планируется устанавливать на «Суперджет-100» в качестве замены иностранного «RE220».
После распада СССР финансирование разработки было сильно урезано, из-за чего «Ту-334» впервые поднялся в небо лишь зимой 1999 года. В 2005 году лайнер готовился встать на серийное производство на Казанском авиазаводе. Однако этому событию помешало начало создания «Суперджет-100». К 2007 году было построено два полноценных и три незаконченных экземпляра «Ту-334».
Также имелись контракты на постройку ещё 40 самолётов. Несмотря на это, проект был заморожен в угоду «Суперджету», по сравнению с которым, «Ту-334» имел ряд преимуществ: он полностью изготовлен из отечественных комплектующих (в то время как в «SSJ-100» их лишь 20%), а также имеет бо́льшую топливную эффективность. Кроме этого, он менее требователен к покрытию ВПП.
В 2016 году стало известно, что КБ Туполева обратилось в компанию «Аскон» с целью проектирования отдельных элементов «Ту-334». Несмотря на это, дальнейшая судьба самолёта остаётся туманной.